Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко, Андрей Сергеев, Максим Сю

Герман Широков: «Арктика – это один из драйверов развития»

Журналисты «ПД» и председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики встретились в легендарном Музее «Ледокол «Красин» и поговорили о создании центра по освоению Арктики в Северной столице, пользе от этого для города и перспективах развития арктического туризма.
Герман Широков: «Арктика - это один из драйверов развития» Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Журналисты «ПД» и председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики встретились в легендарном музее «Ледокол «Красин» и поговорили о создании центра по освоению Арктики в Северной столице, пользе от этого для города и перспективах развития арктического туризма.

- В конце прошлого года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что наш город должен стать центром по освоению Арктики. Почему именно Петербург?

- Предпосылок много. Наш город всегда был этим центром, и теперь благодаря инициативе губернатора Санкт-Петербурга мы возвращаем себе этот статус.

Начнем с того, что так сложилось исторически. Говорить на эту тему можно бесконечно долго, но я приведу один пример. 30 мая 1898 года, Мраморный дворец, экстренное заседание Русского географического общества, доклад адмирала и ученого Степана Осиповича Макарова. Выступление называется «К Северному полюсу - напролом!». То есть еще в XIX веке путь в Арктику начали прокладывать из Петербурга.

- Но есть же другие города, которые находятся ближе к месту событий.

- Конечно, есть. И каждый из них по-своему уникален. Например, Мурманск. Базирование «Атомфлота», который обслуживает Северный морской путь, незамерзающий порт, богатая военная составляющая... Сильных сторон действительно много.

Но идем дальше. Архангельск, только из командировки вернулся оттуда. Кроме истории, там очень богатый образовательный пул, в центре него - Северный (Арктический) федеральный университет.

Плюс Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Тоже неплохо! Или Нарьян-Мар. Там находится самая северная епархия Русской Православной Церкви (Нарьян-Марская епархия. - Ред.) и острова Колгуев и Вайгач. Таймыр - вообще сердце Арктики! Поселок Диксон, мыс Челюскин... Это места, названия которых вошли в мировую историю.

Но дело вот в чем. Каждый из этих городов силен своими компетенциями. А Петербург отличается тем, что здесь сосредоточена совокупность всех необходимых компетенций.

- Каких именно?

- Всех! Судостроение, наука, образование... У нас действительно есть все, что нужно. Например, в Петербурге работает очень значимая для Севера организация - АО «Полярная морская геологоразведочная экспедиция». У нее есть свои суда и опытные специалисты, которые проводят исследования непосредственно в Арктике. Я уже не говорю о том, что единственный в России музей Арктики и Антарктики находится в городе на Неве!

Я бы сказал так: Петербург нужен Арктике, а Арктика нужна Петербургу.

- Какую выгоду имеет город?

- Арктика для Петербурга – один из драйверов развития. Ее освоение ставит дополнительные цели для экономики города. В настоящее время на наших верфях строятся ледоколы проекта 22220 - «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Как результат - у предприятий становится больше заказов, появляются новые рабочие места. Если мы заинтересованы в развитии города, то нужно поддерживать создание в Петербурге арктического кластера.

Или другой пример. В этом году «Адмиралтейские верфи» и Росгидромет подписали соглашение о проектировании и строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Она будет замещать дрейфующие станции, которые с 2013 года прекратили существование из-за вопросов безопасности. Это уникальное сооружение! Автономность его работы - 2 года, численность экипажа - 14 человек, а количество научных сотрудников - 48.

Что примечательно, организовывать работу на этой платформе будет наш НИИ Арктики и Антарктики, а подготовкой специалистов займутся вузы города на Неве. Сами спроектировали, сами построили, сами обучили. К тому же работать на этом объекте будут петербуржцы. Полный цикл!

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

- Другие регионы не обижаются, что именно Петербург должен стать центром по освоению Арктики?

- А что им обижаться? Мы работаем в тесной связке с нашими партнерами в регионах, которые получают возможность более активно использовать потенциал Санкт-Петербурга. Это будет полезно и для нас, и для них. Ничьим интересам мы не противоречим! Скорее, наоборот. Все остаются в выигрыше.

- С кем сотрудничество наиболее плотное?

- Со всем регионами арктической зоны. Очень плодотворные отношения с Республикой Саха (Якутия). Недавно в наш город приезжал и.о. постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при президенте Российской Федерации Андрей Федотов и познакомился с нашими предприятиями.

Мы сталкиваемся с тем, что наши коллеги иногда просто не знают, какие возможности есть у Петербурга. В ходе одного из последних визитов наши гости заинтересовались предприятием «Авангард», производящим замечательные фитокомплексы. Продукция позволяет круглый год в условиях Севера получать все необходимые для человеческого организма витамины и микроэлементы. Сейчас просчитывается экономика этого проекта.

Но решение вопроса с нехваткой информации есть. Мы готовим каталог «Санкт-Петербург - Арктике». В него будут внесены все предприятия, создающие «арктическую» продукцию и технологии. Не только большие, которые и так на слуху, но и менее крупные. Сейчас направлено приглашений к участию в каталоге более 400 организациям.

Пилотный проект каталога «Санкт-Петербург - Арктике» мы планируем представить в декабре на форуме «Арктика - настоящее и будущее», который традиционно проходит в нашем городе. Презентация «полной версии» состоится в апреле 2019 года в Архангельске на форуме «Арктика: территория диалога».

- Будет ли он доступен в электронной версии?

- В век всеобщей цифровизации по-другому и быть не может. Кроме него прорабатывается вопрос о создании электронного кадрового портала.

Мы должны делать все, чтобы увеличить активность в Арктике. Если этого не сделаем мы, то это сделают за нас. Кто только сейчас Арктикой не занимается! Даже у Франции есть посол по делам Арктики и Антарктики, а в Лозанне работает полярный институт. Претензии есть даже у наших восточных соседей...

- Но приоритет все-таки у нашей страны?

- А у нас выбора нет, мы на это обречены. (Смеется.) Еще Ломоносов говорил, что могущество России прирастать будет Сибирью и Северным океаном!

- Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики - это на данный момент самый молодой комитет Смольного. Удалось ли за это время отладить работу комитета?

- Фактически мы существуем с апреля 2018 года. Всего шесть месяцев. Но если бы работу отладить не удалось, то, наверное, и не было бы сейчас этой беседы и никаких проектов.

Хотя не скрою: приходилось непросто. Для нормального функционирования любого органа государственной власти нужно принять более 70 нормативных актов. Положение об этом, о том, о третьем, всевозможные регламенты... К основному виду деятельности нашего комитета это не относится, но от этого все равно никуда не деться.

Поэтому мы старались заниматься и тем, и другим. Если бы мы потратили шесть месяцев только на нормативные акты и на расставление столов со стульями, то нас бы никто не понял: мол, а чем это вы тут занимаетесь?

И первые результаты нашей работы стали видны уже в мае этого года. Мы активно участвовали в подготовке «арктических деклараций». На Петербургском международном экономическом форуме они были подписаны губернатором Санкт-Петербурга и регионами арктической зоны Российской Федерации. Подписание аналогичного соглашения с Ямало-Ненецким автономным округом планируется до конца текущего года в период проведения дней Ямала в нашем городе.

- То есть работа идет?

- Безусловно! Сейчас мы занимаемся тем, чтобы наполнить эти «арктические декларации» конкретными мероприятиями. Особенно важный момент - формирование Общественного совета при Комитете, задачи которого - контроль гражданского общества за деятельностью государственной структуры и организация взаимодействия с общественными институтами.

- Кто состоит в нем?

- Состав небольшой, но работоспособный и, считаю, очень эффективный. Туда приглашены люди из разных областей, но все они имеют прямое отношение к «арктическим» вопросам. Общественный совет возглавляет директор НИИ Арктики и Антарктики Александр Макаров. Также в него входят председатель Полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский, директор северо-западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская, директор Российского музея Арктики и Антарктики Мария Дукальская, руководитель программ по продвижению шельфовых проектов ООО «Газпромнефть-Сахалин» Алексей Фадеев, заведующий кафедрой, доктор экономических наук Санкт-Петербургского горного университета Алексей Череповицын, главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Шерих. Это не закостенелая структура, а уважаемые люди, с которыми мы находимся в тесном контакте. Они в том числе информируют жителей города о том, чем занимается Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики.

- Поделитесь первыми значимыми результатами работы комитета.

Понимание со стороны регионов. В нас уже видят коллег и партнеров, с которыми можно продуктивно сотрудничать.
Заслуживает внимание пилотный проект комитета и ассоциации курортов Северо-Запада, который предусматривает использование возможностей Санкт-Петербурга для медико-социального восстановления жителей арктических регионов и петербуржцев.
И отдельно я хотел бы отметить работу с молодежью. Дети и молодежь - наше будущее. Те, кто потом придет в Арктику и на Крайний Север. Пускай это прозвучит как прописная истина, но это действительно так. И это очень важно.

- В чем заключается эта работа?

- У нас в городе существует Арктический молодежный центр компетенций (в основном речь о студентах различных вузов). Комитет совместно с ним запустил проект по формированию молодежного кадрового актива для Арктики. В рамках проекта уже состоялись стажировки талантливых ребят в комитете. Если честно, эффект поразительный! Желающих поучаствовать очень много.

Еще не надо забывать, что мы сейчас находимся на ледоколе «Красин». Совместно с коллективом этого музея мы начинаем развивать проект «Школа юного полярника». Получается такая преемственность: школьники, студенты... В процесс вовлечены молодые люди всех возрастов. Даже дети. Поэтому за кадры можно не переживать. Они будут.

- Кстати о музеях. Какое будущее у Российского музея Арктики и Антарктики?

- Старшее поколение буквально выросло на экспозициях этого музея, и не сомневаюсь, что вырастут последующие. Город не может оставаться в стороне и будет помогать этому музею.

- Как вы считаете, насколько перспективен арктический туризм? Братья Стругацкие описывали такие миры, где у рядовых граждан была возможность совершенно свободно слетать в космос... Можно ли будет в обозримом будущем сказать то же самое про Арктику?

- Интересное сравнение! Хотя, если так рассуждать, то человек впервые побывал в космосе в 1961 году, а ледокол «Арктика» добрался до Северного полюса только в 1977-м. Получается, что легче в космос слетать, чем до полюса на ледоколе дойти. (Смеется.) 

Но, на мой взгляд, арктический туризм все равно очень перспективен. Рано или поздно мы придем к тому, что он будет развит. Земля Франца-Иосифа, белые медведи... Это только на первый взгляд Арктика - снежная и ледяная пустыня. На самом деле история богатейшая! Полярные исследования, места, связанные с героическими подвигами наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, природа.

Я бы выделил несколько направлений, например, экстремальный отдых или экологический и гастрономический туризм. Потрясающая рыба и оленина. Это уникальные и экологически чистые продукты, которые можно попробовать только там.

- То есть когда-нибудь в Арктику можно будет съездить как в обычный отпуск?

- Хочется, чтобы такие возможности появились. Но пока верится с трудом. А вообще, знаете, о Севере легко рассуждать, сидя дома в тепле и уюте. Но условия там действительно суровые, я не раз там бывал. Воспоминаний масса... Ты открываешь дверь, а они открываются там только внутрь, и даже просвета не видишь! По связи сообщаешь и просишь, чтобы тебя откопали. (Смеется.) Чтобы попить, сначала надо распилить пилой снег и растопить его в бочке... Я хочу повторить избитую фразу: «Арктика ошибок не прощает». Это на самом деле так.

- Лично у вас какие чувства и эмоции вызывает Север?

- Арктика затягивает. И последние годы меня, признаюсь, мучила ностальгия... Мне уже казалось, что я больше туда никогда не попаду и что этот путь уже пройден. Но... весной 2018 года я стал председателем Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики. (Смеется.) Наверное, это судьба, и я очень благодарен ей за то, что так получилось!

НА ЗАМЕТКУ

«Петербургский дневник» и Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики готовят совместный проект «Арктический путеводитель». Совсем скоро горожане смогут узнать, какие места в нашем городе связаны с Севером.

«Идея с «Арктическим путеводителем» - блестящая! Старшее поколение многое вспомнит, а молодое - узнает, - говорит председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков. - Казалось бы, где Петербург, а где Арктика... Но, если разобраться, то арктическая тема близка для нашего города. В каждом районе есть огромное количество «северных» мест - улицы, памятники, мемориальные знаки... Всего этого великое множество. Даже символом Ленинградского зоопарка является… белый медведь! Арктика не так далеко от нас, как кажется».

Закрыть