Яндекс.Метрика
  • Жанна Шмелева

Реставрацию памятника Николаю I перенесли из-за шторма

Через месяц скульптуру спрячут в строительных лесах.

НИКОЛАЙ УЖЕ НЕ ТОТ 

Петр I и его очаровательная спутница нервно покуривают в сторонке у памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Скоро царственные особы не смогут предлагать тут сниматься туристам. На площади вырастут огромные леса, которые закроют монументальную фигуру императора. Проблема в том, что творение Монферрана «дожило» до аварийного состояния.

В начале этой недели КГИОП уже выдал разрешение на проведение первых работ по реставрации памятника. Займется этим «Реставрационная Мастерская «Наследие». 21 сентября комитет заключил с ними два контракта общей стоимостью 50,8 миллионов рублей. «Вообще, работы хотели начать сегодня, но из-за штормового предупреждения мы их перенесли, - рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров. – Если завтра будет уже хорошая погода, начнем выставлять ограждения».

То, что памятник уже не тот, видно и невооруженным глазом. Специалисты говорят, что у основания подножия скульптуры – сквозная трещина. Бронза на левой ноге коня, на котором восседает император, отжата от каркаса и покрыта коррозией. А на поверхности всей скульптуры и четырех аллегорических скульптур, которые его окружают, появилась «дикая» патина, опасная для всего металла. «Памятник находится в очень плохом состоянии, - отмечает Макаров. – Вот даже если вы посмотрите за моей спиной – мраморная облицовка, на которой написано кому посвящен памятник, вся потрескалась». На этих словах журналисты повернули головы и недовольно покачали. 


СТРАШНО ПРЕДСТАВИТЬ 

По словам председателя комитета, памятник никогда нормально не реставрировали. В последний раз мастера к нему прикасались в 80-е годы, но КГИОП отмечает, что это, скорее, был косметический ремонт. «Мы опасаемся за его состояние, - добавил Сергей Макаров. – В бюджете города по личному распоряжению губернатора были выделены средства на реставрацию».

Работа предстоит масштабная. Сначала вокруг памятника поставят так называемые силовые леса. И прямо тут, на площади, начнется обследование скульптуры. По словам Макарова, они сейчас плохо понимают, в каком состоянии находятся внутренние конструкции. У музея городской скульптуры, на балансе которого находится скульптура, практически не сохранилось чертежей по нему.

СПРЯТАТЬ ЗА КРАСИВЫМ ЗАБОРОМ 

Пока памятник будет стоять на одном месте, его просто окружат лесами. Их, как пообещал Юрий Щедров, гендиректор ООО «Реставрационная Мастерская », возведут до конца октября. В комитете интригуют: говорят, что у них есть пара креативных идей, как оформить место вокруг скульптуры, чтобы леса не портили архитектурный облик центра города. Ведь смотреть на них придется еще долго: реставрация продлится где-то до конца 2020 года. Но, как отметил Макаров, загадывать не стоит, может, растянется и на начало 2021-го.

К слову, реставрации подлежат и фонари, которые раньше стояли у памятника. Сейчас они в плачевном состоянии стоят на хранении в музее городской скульптуры. Один из них даже в свое время попал в ДТП.

Как будут реставрировать памятник, пока не знают даже в «Наследии». Они сначала его обследуют. «На основании проведенных работ по обследованию будет принято решение, как будут реставрировать памятник: саму скульптуру и его пьедестал, - отметил Юрий Щедров. – Что касается фонарей, то некоторые части от них были утеряны, поэтому будем воссоздавать».

СПРАВКА 

У памятника Николаю I – непростая судьба. Огюст Монферран создал его по заказу сына Николая Александра II. Конный монумент, изготовленный по подобию памятника Фридриха Великого, был открыт 25 июня 1859 года. В то время, когда устанавливали эту скульптуру, это было инженерное чудо – первая в Европе конная статуя, опирающаяся на две точки – задние ноги вздыбленного коня. Помогали Монферрану в возведении этого чуда Петр Клодт, Роберт Залеман и Николай Рамазанов. Сама скульптура Николая выполнена из бронзы, ее рост – шесть метров. Высота всего постамента – десять метров.

После Октябрьской революции памятник, конечно, хотели снести, но его в итоге признали шедевром инженерной мысли и пожалели. В 1930-е годы вокруг него снесли ограду. Та, что есть сейчас, считается новоделом.


Закрыть