Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

Александр Запесоцкий: «Высшее образование – не обслуживание и не бизнес»

В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов конкурс на бюджет в этом году составил 46 человек на место.
Александр Запесоцкий Фото: СПбГУП

В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов конкурс на бюджет в этом году составил 46 человек на место. С чем связана популярность вуза, «Петербургский дневник» выяснял у ректора, члена-корреспондента РАН Александра Запесоцкого.

- На минувшем Дне знаний в СПбГУП побывало огромное количество знаменитостей: Мария Захарова, Никас Сафронов, Генри Резник. А еще – знаковые фигуры РАН, крупнейшие российские бизнесмены, дирижеры, правоохранители, журналисты… Почему университет всегда так масштабно отмечает 1 сентября?

- Это лишь часть необходимой программы воспитания студентов, которую мы с начала 1990-х годов шлифуем в СПбГУП. В постсоветский период вузам настойчиво навязывают понимание образования как бизнеса, основанного на предоставлении услуг. Но мы эти идеи не разделяем.

По индексу Хирша (показателю научного цитирования) в расчете на одного преподавателя мы находимся в числе российских лидеров не только среди вузов, но и в ряду учреждений Российской Академии наук.

Образование – это не обслуживание и не бизнес. Это обучение и воспитание. Без того и другого настоящего профессионала не подготовить. Вот и День знаний наш, который многих поражает, нацелен на формирование отношения к знаниям как к ценности. Ведь ценности передаются иначе, чем информация. Они передаются через включение в деятельность, через эмоции. Ценности обретаются через переживание. Начиная с последних дней августа наш новоиспеченный студент попадает в целую череду, систему ярких мероприятий, выстраивающих его модель студенческой жизни. 

Мы обеспечиваем наличие блестящих преподавателей, отличную библиотеку, материальную базу учебного процесса, современные методики и т. д., но этого недостаточно.

Необходимо добиться активного включения новичков в учебу, соответствующего настроя. Это достигается через погружение в культуру университета, в мир норм, правил, традиций, поддерживаемых не только персоналом, но и старшекурсниками, органами молодежного самоуправления. В результате получаем именно то, что нужно сегодняшнему работодателю. Разумеется, и родители довольны, и выпускники. Молва об обстановке в нашем вузе давно разошлась по стране. Не случайно свыше 60 % абитуриентов поступают к нам под влиянием отзывов людей, лично соприкасавшихся с СПбГУП.

- Как прошла приемная кампания в этом году? Кто такие нынешние первокурсники?

Приемная кампания прошла как обычно: для нас хлопотно, для абитуриентов – четко и без сбоев. Результатами доволен. Наши первокурсники имеют средний балл ЕГЭ 87. В принципе, это реально сливки общества, лучшая часть поколения. К нам пришли люди, которые хотят занять достойное место в жизни с помощью образования.

- Какие специальности пользуются наибольшей популярностью?

- Реклама и связи с общественностью (113 человек на госбюджетное место), журналистика (49 человек), менеджмент (49 человек), юриспруденция (47 человек) и лингвистика (42 человека). Но я не советую обращать внимание на популярность специальностей. Важно помочь ребенку найти свое призвание. Чтобы потом заниматься делом, к которому есть способности, от которого получаешь удовольствие. Лучшим в городе ветеринаром быть приятнее и выгоднее, чем бездарным банкиром или пиарщиком.

- Есть еще какие-то причины, по которым абитуриенты выбирают именно СПбГУП? Чем еще они объясняют свой выбор?

- Удобством, комфортом, безопасностью. Наш университет – успешнейший социальный проект советских, а теперь и российских профсоюзов. Это уникальный студенческий кампус, не имеющий мировых аналогов.
Все, что нужно молодежи для благополучной и интересной жизни, собрано под одной крышей: аудитории, библиотека, общежитие, спорткомплекс, рестораны и кафе, камеры хранения, изумительные рекреации и др. 

За годы учебы отсюда стоит выходить только для посещения выставок, музеев, знакомства с достопримечательностями и прохождения практики. Реальная стоимость образовательного процесса на одного студента дневного обучения – свыше 450 тыс. рублей в год. При этом профсоюзы вместе с университетом берут на себя свыше 50 % этой стоимости. Это касается и тех, кто обучается платно, и тех, кто зачисляется «на госбюджет». Так что быть студентом СПбГУП просто выгодно.

Но есть еще качество социальной среды. Оно здесь тоже особое. К примеру, 100-процентная безопасность на территории, интеллигентное и дружелюбное поведение молодежи и персонала. В СПбГУП полностью исключено появление наркотиков. И ни один студент за 25 лет моего ректорства не стал фигурантом уголовного дела. В университете не ругаются матом, нет пьянства и других социальных болезней, свойственных современной молодежи. Здесь нет мажоров – бездарных детей высокопоставленных родителей, которым в некоторых вузах страны создаются привилегии. Нет оценок за взятки. Студенты практически не пропускают занятия. Учатся ответственно и с интересом. Нам удалось создать прекрасные условия и для научного творчества. Профессорско-преподавательский состав обладает высочайшей квалификацией, находится в прекрасной профессиональной форме и вовлекает в науку студентов.

Все это находит выражение в трудоустройстве и карьерном росте выпускников. Каждый год мы выдаем 1,3-1,5 тыс. дипломов. И за последние 15 лет только 47 наших выпускников обратились на биржу труда (по стране этот показатель доходит до трети от каждого выпуска).

В начале 1990-х годов мы разработали собственную концепцию университета как особой социально-культурной среды, в которой студент получает образование. И время подтвердило, что мы на верном пути.


Закрыть