Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

«Послание к человеку»: семь главных фильмов фестиваля

В Санкт-Петербурге завершился международный кинофестиваль «Послание к человеку». В этом году свои работы на просмотр прислали режиссеры из 98 стран. За фестивальную неделю зрители смогли увидеть 216 картин, из которых более 50 представляли Россию и 3 мировые премьеры. «Петербургский дневник» фестиваль посетил и отобрал семь самых интересных и знаковых картин «Послания к человеку – 2018».

В Санкт-Петербурге завершился международный кинофестиваль «Послание к человеку». В этом году свои работы на просмотр прислали режиссеры из 98 стран. За фестивальную неделю зрители смогли увидеть 216 картин, из которых более 50 представляли Россию и три мировые премьеры. «Петербургский дневник» фестиваль посетил и отобрал семь самых интересных и знаковых картин «Послания к человеку – 2018».

«Магазинные воришки»

Картина японского режиссера Хирокадзу Кореэды «Магазинные воришки» была награждена Призом жюри на минувшем Каннском кинофестивале и уже успела собрать рекордную кассу в прокате. История семейства Шибата реальна, она взята из газетной заметки и перенесена на большой экран с удивительной проницательностью и невероятной изобретательностью.

Герои фильма ютятся в небольшом доме, в котором им всем не хватает места, но как-то раз решают подобрать и привести домой еще одного обитателя – маленькую девочку, которая росла в весьма неблагополучной семье. На этом событий в «Магазинных воришках» становится мало, но на качество картины это не влияет.

Конечно, тема семьи для Кореэды не нова – вспоминается его «Сын в отца», но уровни этих двух его работ сопоставлять не стоит. Семья Шибата живет в бедности и мусоре, еду они крадут из магазинов и уличных ларьков. При этом они выглядят счастливыми и существуют в относительном моральном благополучии. Ключевое слово – «живет». Именно о жизни снял свое кино Кореэда и сделал это без политики и других абсолютно лишних для себя конфликтов. «Магазинные воришки» – это проект, возможно, главный для киногуманиста Азии, который пропускать категорически не рекомендуется.

В прокате с 8 ноября.

«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары»

Название новой картины румынского режиссера Раду Жуде взято из речи государственного деятеля, маршала Виктора Антонеску, которого можно назвать лицом Румынии во Второй мировой войне. Проект заслуженно получил «Хрустальный глобус» Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а теперь добрался и до «Послания к человеку».

«Варвары» предлагают нам историю девушки-режиссера по имени Мариана, которая ставит масштабный спектакль-реконструкцию в центре города. Постановщица хочет рассказать реальную историю своего народа, напомнить, что за геноцид евреев в годы войны ответственны не только немцы, но и румыны. Работа над реконструкцией постепенно начинает менять мировоззрение и жизнь Марианы и всех других участников постановки.

Связано это с цензурой, которую по-тихому решает наложить на спектакль кто-то из местной администрации. Ведь власти не видят причины для подобного разоблачения своих же солдат. Столкновение реального и прошлого, показанное в несколько бутафорской и местами даже комичной манере, не позволяет публике скучать до самой кульминации картины – спектакля, который становится поистине невероятным событием.

Почти уникальное умение Жуде управлять жанрами и совмещать их в одном фильме в таком количестве без вреда для нервов зрителя и качества самого продукта делают «Варваров» настоящей жемчужиной современного кинематографа. Обидно, что подобная картина может и вовсе не выйти в широкий российский прокат.

«Ангел»

Тема жестокости и изучение ее природы стали для «Послания к человеку – 2018» одной из основных. Поэтому в программе кинофестиваля появилась картина аргентинского режиссера Луиса Ортеги «Ангел», которая рассказывает реальную историю маньяка, убийцы, вора и насильника по имени Робледо, который терроризировал Аргентину в начале 70-х годов прошлого века и до сих пор отбывает наказание в одной из местных тюрем.

Выдумщики-журналисты тогда окрестили преступника «ангелом смерти» за физическую красоту Робледо и за его бесчеловечные поступки. В 1980 году он был обвинен в 11 убийствах, 17 ограблениях и изнасилованиях. Злоумышленник активно сотрудничал со следствием, с огромным удовольствием рассказывал о своих зверствах, а на суде и вовсе пообещал убить всех после выхода из тюрьмы.

«Ангел» впервые был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и вызвал много споров и обсуждений. Дело в том, что историю аргентинского «потрошителя», мучителя десятков людей Ортега намеренно пытается рассказать в яркой и музыкальной манере. Нагнетать и без того мрачную атмосферу режиссер не планирует. Его герой счастлив и молод, преступления для него ничего не значат. Он хочет жить и живет так, как считает нужным. Социум осуждает убийц, Ортега – тоже, но для него важно показать не самого врага народа, а общество, которое его сделало таким.

Картина доберется до отечественных зрителей в конце января следующего года.

«Догмэн»

Блестящий итальянский режиссер Маттео Гарроне украсил Каннский кинофестиваль 2018 года своей новой криминальной драмой «Догмэн». Картина получила высокие оценки критиков, ее главный актер Марчелло Фонте заслужил «Пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль.

«Догмэн» – это название собачьей парикмахерской, которой владеет Марчелло – мужчина средних лет, который любит путешествовать с дочерью и никогда не позволит себе пойти на подлость или ложь. Он верен своим принципам, как пес, но вокруг Марчелло обитают и другие существа. К примеру, Симоне – амбал, наделенный нечеловеческой силой и скудным умом. С мнением Марчелло он считаться не собирается. Симоне подставляет парикмахера под уголовную статью, и Марчелло отправляется в тюрьму. Выйдя оттуда, обычно забитый и скромный, герой готов пойти на куда более жестокое преступление.

Очередной фильм «Послания к человеку», открыто говорящий с публикой о жестокости современного общества. Гарроне в своем стиле вновь решил обратиться к теме итальянского преступного мира, который режиссер напрочь лишает романтики, выворачивая души своих персонажей наизнанку, выставляя их перед зрителем в самом неказистом и обескураживающем ракурсе.

Кстати, «Догмэн» основан на реальной истории, которая произошла лет тридцать назад. Тогда тихий специалист по работе с собаками совершил чудовищное убийство, которое потрясло европейскую общественность. Для этой роли идеально подошел Марчелло Фонте – невысокий мужчина с изумительной теплотой в глазах, которая в секунду вспыхивает в пламя, способное напугать своей мрачностью, как и многие фильмы Гарроне.

В прокате «Догмэн» окажется 15 ноября 2018 года.

«Об отцах и сыновьях»

Обладатель теперь уже двух Гран-при кинофестиваля «Санденс» Талак Дерки продолжает изучать «сирийский вопрос», но делает это режиссер-документалист человечно и умно. Преподнося местных жителей в образах не кровожадных террористов, а обычных людей с семьями и с мышлением, кардинально различающимся с мышлением человека с Запада.

«Исламский халифат» для главного героя «Об отцах и сыновьях» – предел мечтаний, о чем отец восьми сыновей говорит без каких-либо моральных дилемм. Для него все просто, победа рано или поздно будет на стороне его единомышленников. Его сыновья скоро пойдут в лагерь боевиков и станут настоящими солдатами, патриотами своей веры, которые будут нагонять страх на все человечество, а отец будет гордиться своими отпрысками.

Вся история фильма вертится вокруг этих маленьких мужчин и их отца, который фактически становится для них воплощением самого пророка. Название картины указывает на полное отсутствие в кадре женщин. Как будто их и вовсе не существует в жизни героев: у них есть цель и им нет времени отвлекаться на семью, дом, заботу и ласку. Даже сам Дерки – лишь статичный обладатель камеры, в фильме у него почти нет слов, он не собирается осуждать этих людей. Режиссер преследует другую цель – он продолжает изучать историю своего народа в лицах, создавая из этого фантастический калейдоскоп характеров, которые нам никогда не понять.

«Внутренняя работа»

Еще один фильм, который полностью разрушает все существующие стереотипы, приехал на «Послание к человеку» из США – тоже страны совсем с другими менталитетом и характером.

«Внутренняя работа» – документальная зарисовка о сеансах групповой психотерапии, которые проходят в одной из тюрем штата Калифорния. В этой программе приглашают принимать участие не только заключенных, чья биография отмечена убийствами, кражами и другими преступлениями, но и обычных людей, у которых, как оказалось, аналогичные с зэками психологические проблемы.

Режиссеры фильма Джайрус МакЛири и Гетин Олдос в происходящее в кадре никак не вмешиваются, оставляя публике возможность самостоятельно судить о героях ленты. Эти самые герои и не нуждаются ни в каких постановочных реалиях, они искрят эмоциями, захлебываются от гнева и чаще всего не могут правильно выразить свои эмоции и проронить хоть одну скупую мужскую слезу.

Работа МакЛири и Олдоса проста и актуальна одновременно. «Внутренняя работа» – это прямолинейная запись «мира мужчин», в котором есть только воспоминания о матери и больше не существует ничего женского. Герои скупы на эмоции, они уязвимы и злы на самих себя и окружающий мир. В этом-то реальном мире в настоящее время волна за волной накатывает движение феминизма, одним из постулатов которого становится борьба с мужской агрессией и жестокостью. «Внутренняя работа» фактически лишает активисток возможности указывать на это, представляя патриархальный строй в новом свете, который почти никогда не видел широкий зритель.

«Белая мама»

Настоящий бриллиант «Послания к человеку – 2018». Блестящая картина режиссеров Евгении Останиной и Зоси Родкевич, которая рассказывает про жизнь Алины Макаровой – простой россиянки со стальным характером и ангельским терпением.

Алина уже воспитывает шестерых детей от первого мужа, гражданина Эфиопии. У всех ее отпрысков темная кожа, но теперь героиня, повстречав белого мужчину, хочет усыновить и белого ребенка, так как она сама детей иметь уже не может. Новый член семейства отстает в развитии и забирает все внимание и заботу матери. Это совсем не радует остальных детей, но Алина пытается быть матерью каждому из них, не позволяя себе сдаваться под гнетом бытовых и моральных проблем.

История семьи Макаровой почти не имеет аналогов, ее нельзя сравнить с чем-то обыденным или каким-то конкретным фильмом. О широком прокате пока говорить не стоит, «Белая мама» к настоящему моменту даже не обзавелась официальным постером, что и вовсе фантастическое явление для картины такого уровня и потенциала.

«Белая мама» абсолютно заслуженно получила на фестивале приз как лучший полнометражный документальный фильм. Эта же лента была награждена Призом ФИПРЕСС и Специальным призом канала «Культура».

Омрачает показ фильма лишь один факт – «Белая мама» стала последним продюсерским проектом Александра Расторгуева, который был убит в ЦАР вместе с Кириллом Радченко и Орханом Джемалем. Так что можно сказать, что «Белую маму» Родкевич и Останина посвятили как раз этим людям, с таким же несгибаемым нравом и стремлением к правде.