Алексей Учитель: «Главным героем фильма о Цое будет водитель»
С 15 по 22 сентября в Петербурге проходил XXVIII международный кинофестиваль «Послание к человеку». Президент фестиваля, режиссер, народный артист России Алексей Учитель поделился мнением о нем и рассказал о своих творческих планах.
– Расскажите о международном кинофестивале «Послание к человеку» в этом году. Чем он отличается от предыдущего?
– Мы не потеряли темпов за предыдущие 2-3 года по объему, по масштабу, по приглашению именитых гостей. Мне кажется, этот фестиваль особенно успешный. И приезд Паоло Соррентино для нас, да и для всех кинематографистов, – огромное событие.
Показ фильма Виктора Косаковского «Акварель» – это, не побоюсь этого слова, уникальное событие. Это первая в мире картина, снятая по такой технологии. Обычная скорость камеры – 24 или 25 кадров в секунду, а это кино снято на скорости 96 кадров в секунду. При этом появляется фантастическая четкость и совершенно другое изображение. Был всего один показ фильма – на Венецианском фестивале.
– Следующий ваш проект – картина о Викторе Цое. Когда начнутся съемки и почему вы решили снять фильм именно об этом человеке?
– Виктор Цой – человек, которого я знал. Знал всю его семью и всех его близких людей, поэтому для меня это не просто очередной фильм. Когда я делал картину «Последний герой», я познакомился с водителем «Икаруса», в который врезалась машина Виктора. Этот водитель не давал мне покоя больше 20 лет. Он, может, что-то и слышал о Цое, но абсолютно не представлял, кто это, не был знаком с его творчеством. И главным героем картины будет этот водитель.
Съемки начнутся в середине мая следующего года, и, скорее всего, они будут проходить на территории Латвии, Литвы, Калининградской, Ленинградской и Псковской областей. Будут задействованы очень знаменитые и талантливые актеры. Но сейчас я имен называть не буду.
– А вы смотрели фильм «Лето»? Если да, то какое впечатление он на вас произвел?
– Могу сказать, что мне очень понравился этот фильм. И по атмосфере, и по форме, и по какой-то удивительной светлой ноте, которую взял режиссер и мой товарищ Кирилл Серебренников. Кино получилось гармоничным.
– Фильм про Дмитрия Шостаковича пока так и остается задумкой?
– Я действительно давно уже «болею» этим потрясающим человеком и собираюсь снимать о нем фильм. Но уже года полтора мы ищем сценариста, и не только в России, но и в Англии, в Штатах. Идут переговоры, я думаю, через пару месяцев они должны закончиться и мы приступим к сценарию.
Кроме того, мы недавно приобрели права на экранизацию, на мой взгляд, потрясающей книги довольно молодого автора Гузели Яхиной. Ее новый роман «Дети мои» меня просто потряс, когда я его прочитал. Мы тоже сделаем фильм по этой книге.
– Ваш сын Илья снимает фильм «Стрельцов». На каком этапе работа? Илья советуется с вами или творит полностью самостоятельно?
– Он снимает уже второй фильм и некоторый опыт имеет. Он сам придумал эту идею – Илья обожает футбол и знает его. Хотя фильм не о футболе, а о человеческой судьбе. Пожалуй, главное отличие фильма «Стрельцов» от других спортивных фильмов будет в том, что здесь в центре, конечно, драматичная человеческая судьба, которая, мне кажется, привлечет зрителя.
Советов Илья очень не любит, я стараюсь даже не приезжать на съемочную площадку. Я понимаю: сам проходил через это, потому что мой отец был очень знаменитым документалистом. Я стараюсь очень деликатно ему советовать что-то.
– С премьеры «Матильды» прошел год. Та шумиха, которая была, вас сильно измотала?
– Конечно. Это психологическая, нервная да и физическая нагрузка. Я просто не ожидал, что это может произойти в нашей стране. Отхожу понемногу, хотя некие отголоски есть еще.