Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Стенька Разин и персидская княжна: «Ленфильм» переснимает первую российскую киноленту

Сегодня днем на берегу озера Сестрорецкий Разлив разыгралась драма, которая захватывала кинозрителей начала XX века.

- Я не изменяла тебе с ним! Это ложь, это неправда, прости, прости, прости!
- Не верю!..

Сегодня днем на берегу озера Сестрорецкий Разлив разыгралась драма, которая захватывала кинозрителей начала XX века. «Ленфильм» воссоздавал ленту «Понизовая вольница» (»Стенька Разин»), снятую в 1908 году.

Напомним фабулу. Стенька Разин вместе со своей ватагой одержал победу над персами и пленил красавицу-княжну. Окружение атамана убедило его, что новая спутница ему неверна. Разгневанный Стенька в порыве ревности бросил княжну в Волгу…

Съемки 6-минутного первого российского художественного фильма проходили в сентябре 1908 года - сто лет назад. Сегодня ленфильмовцы пересняли несколько эпизодов дореволюционной киноленты.


«ГОТОВЫ ОКУНУТЬСЯ?»

На берегу озера установили валун – такой же, какой запечатлен в «Понизовой вольнице». Его собирали на студии полторы недели. Каркас сделали из бруса, сверху уложили пенопласт. Для придания естественной формы съемочная бригада облепила его мхом и закидала его подножие песком. Не отличишь от настоящего!

- Это называется «фактурить», – объяснил один из специалистов, методично наносящий зеленые листочки. – Сложная ли это работа? Ну… скорее, кропотливая!

Газовые шальвары, чалма, шелковый платок… Роль неверной княжны сыграла преподаватель танцев Ксения Иванова.

- Готовы окунуться в воду? - спросили у красавицы журналисты.

- Готова, – пошутила она. – Закалялась всю неделю, закалялась…

Гример делал княжне макияж. Губы персиянки заиграли изумрудным цветом. Но кадры будут черно-белыми, и на пленке изумруд превратится в светло-серый цвет.

Обстановка накалялась. Соратники Стеньки Разина затевали заговор. Режиссер кричал “камера, мотор!”, и стрельцы вместе с есаулами скакали на валуне и призывали Стеньку расправиться с персидской пленницей.
Сцена ревновсти разыгралась на персидском ковре, устланном на берегу. Княжна уверяла Стеньку, что не изменяла ему. Атаман кричал, что не верит…

«МОЖНО ПОСМЕЯТЬСЯ…»

Процессом руководил режиссер и киновед Александр Поздняков.

«Мы находимся здесь, чтобы воссоздать царившую тут 110 лет назад атмосферу. Как и век назад, здесь вновь построен бутафорский валун. Как и тогда, тут опять клубится ватага Стеньки Разина, – поделился с репортером «Петербургского дневника» он. – Мы основательно подготовились к съемкам. Например… нашли самых бородатых людей для массовки (смеется)! Некоторым пришлось сбривать свои изысканные бородки, чтобы наклеить бороду лопатой».

Режиссер отметил: важно то, что новые съемки проходят на историческом месте, где снимали «Понизовую вольницу».

«Можно смеяться над этим фильмом. Обвинять его в том, что он наивный, смешной и говорить, как так вообще было можно. Но в те годы эту ленту восприняли как откровение! В те годы, когда на экранах еще почти ничего не было, – отметил Александр Поздняков. – «Понизовая вольница» дала понять, что наша страна находится на пороге нового искусства. Движущиеся картинки, пусть и немые, оказались способны волновать человека и заставлять его переживать!”.


СЪЕМКИ СЪЕМОК

Режиссером «Понизовой вольницы» был Владимир Ромашков. Финансировал картину первый российский кинопредприниматель Александр Дранков. Спустя 110 лет члены той съемочной бригады сами стали одними из героев фильма!

Клетчатый жилет, старинная кепка. Оператор крутит ручку камеры. Его глаза выпучены. Он и сам изумлен, какое чудо делает, записывая движущиеся картинки! Камера, кстати, самая настоящая, а не муляж. Ей уже больше ста лет. Таких раритетов на студии осталось всего несколько.
Дореволюционного оператора снимает оператор современный. Получаются съемки съемок фильма…

И вот должен настать кульминационный момент. Стенька Разин убежден в измене своей возлюбленной, и пора бросить княжну в озеро. Но в современной версии от этой жестокости решили отказаться. Княжну только подняли над водой и сделали фото на память.


ГОРЬКОЕ И СЛАДКОЕ ПРОШЛОЕ
Режиссер Александр Поздняков рассказал, что воссозданные эпизоды «Понизовой вольницы» станут частью его документально-игрового фильма «Голоса в старых стенах».

«Героями этой ленты станут самые известные актеры, режиссеры, продюсеры. Зрители смогут пройтись с нами по коридорам «Ленфильма», «Леннаучфильма», Студии документальных фильмов, побывать на репетициях в Театре на Моховой, где обучаются будущие актеры кино, – рассказал Александр Поздняков. – В «Голосах в старых стенах» можно будет увидеть, как рождалось искусство много лет назад. Это будет некое воспоминание о пленочной эре, когда каждый фильм смотрелся с замиранием сердца. Эти горькие и сладкие моменты составляют суть нашей картины».

Режиссер уверен, что необходимо помнить свою историю. И кинематограф в этом плане не исключение.

«Вклад наших мэтров, которым сейчас по 80-90 лет, должен быть оценен по достоинству, – добавил Александр Поздняков. – В «Голосах…» снимаются такие выдающиеся личности, как Владимир Татосов, Виталий Татосов, Игорь Масленников».

Завершить съемки фильма «Голоса в старых стенах» планируют в декабре 2018 года. Возможно, что первый показ состоится еще до Нового года. Однако «ремейк» «Понизовой вольницы» хотят продемонстрировать уже 15 октября – ровно через 110 лет после премьеры.

ВОПРОС - ОТВЕТ

На съемки на берегу Сестрорецкого Разлива приехал генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин. И пообщался с журналистом «Петербургского дневника».

- 110 лет назад в этих местах снимался первый российский игровой постановочный фильм. Делая реконструкцию этой картины, мы хотим отдать дань памяти, – сказал Эдуард Пичугин. – С 1896 года выпускались исключительно зарубежные фильмы - американские или производства братьев Люмьер. Поэтому премьера “Понизовой вольницы” стала для нашей страны большим событием. С нее у нас все и началось! А сегодня мы вернулись на 110 лет назад.

- Чем студию в принципе заинтересовал фильм Александра Позднякова «Голоса в старых стенах»?

- Вы знаете, очень много чем. Даже за время моей бытности директором студии за моим столом успело собраться огромное количество легенд - тех, кто поддерживал меня и вдохновлял на какие-то шаги. Увы, таких людей становится все меньше. Совсем недавно мы поздравляли с 95-летием почетного гражданина Петербурга Михаила Михайловича Боброва, а уже через неделю он от нас ушел. В прошлом году нас покинуло сразу несколько великих и гениальных творцов! Я вспоминаю, как мы смотрели фильм «Молодость»: с одной стороны сидела Светлана Кармалита, а с другой –Даниил Гранин. Остались только фотографии...

Это уходящая натура, которую очень хочется задокументировать и запечатлеть. Пока наши друзья с нами, мы просто обязаны поговорить с ними обо всем!

НА ЗАМЕТКУ

Многие фильмы режиссера и киноведа Александра Позднякова посвящены истории петербургского кино - «Свет в павильоне», «Герман. По ту сторону камеры». Широкую известность приобрели его книги «Листья аканта» и «Большой Герман». Недавно по телевидению состоялась премьера его документальной ленты «Большое плаванье» об истории кораблестроения в Петербурге со времен Петра и до наших дней.

Закрыть