Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

«Атака века» глазами очевидца

Сегодня исполняется 95 лет Михаилу Коробейнику, одному из последних доживших до наших дней членов легендарного экипажа подлодки С-13, участвовавшей в «атаке века».

Сегодня исполняется 95 лет Михаилу Коробейнику, одному из последних доживших до наших дней членов легендарного экипажа подлодки С-13, участвовавшей в «атаке века».

Михаил Коробейник родился 18 сентября 1923 г. в селе Никольск Луганской области. Работал на Таганрогском военном авиационном заводе токарем. В мае 1942 году окончил резервную школу связи и, получив специальность радиотелеграфиста, был в 1943 г. направлен для службы на Краснознаменный Балтийский флот. В феврале 1944 г. его перевели на подводную лодку С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско, где он служил до июня 1947 года. На этой лодке принимал участие в трех боевых походах.

НА ПУТИ К СЛАВЕ

В январе 1945 года Советская армия стремительно продвигалась в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев старались сбежать. Так, 30 января 1945 г. огромный фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились тысячи человек, в том числе много немецких курсантов-подводников и высших чинов СС, отправился в свой последний рейс из Готенхафена. Пассажиры лайнера не догадывались о советской подлодке под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско, идущей на перехват.

Михаил Коробейник вел дневник во время знаменитого похода С-13. В нем 24.01.1945 сделана запись: «Красные черточки, которыми я отмечаю на карте занимаемый район, приближаются к Данцигу. Скоро должна быть хорошая добыча. В 16:00 выходим в атаку на транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн, но атака не вышла. Батя сильно ругал акустика и вахтенного офицера за несвоевременное обнаружение этого транспорта. Продолжаем поиски».

Во время похода С-13 не раз пришлось скрываться от немецких эсминцев, охотившихся за лодкой. «Обнаружили силуэт транспорта и сблизились с ним. Стали выходить в атаку, но оказалось, что это была ловушка. Катера противника сбросили шесть глубинок. Пока лодка лежала на грунте, над ней проходили тральщики и сторожевики», – написал в дневнике Михаил Коробейник накануне «атаки века».

УСПЕШНАЯ ОПЕРАЦИЯ 

Около 19 часов 30 января 1945 г. подлодка снялась с грунта и вышла на перископную глубину. Подводники еще не предполагали, что их операция получит громкое имя «атака века».

«Все было тихо и спокойно. Я читал «Гранатовый браслет». Примерно в 21:20 была объявлена боевая тревога, а к 23 часам мы легли на боевой курс, – вспоминает Михаил Коробейник. – Выпустили три торпеды, через 30 секунд раздался взрыв. Потом спешно уходили от шести кораб­лей противника, преследовавших нас».

Уже на обратном пути, уходя от преследования, С-13 потопила еще один корабль – вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен», на котором находилось более 3 тысяч немецких солдат и офицеров.

СНОВА К ТРУДУ 

После войны в июне 1947 г. Михаил Коробейник был переведен на трофейную немецкую лодку Н-23, где служил до демобилизации в марте 1948 г. Затем он более 30 лет работал на железной дороге, участвовал в переводе железнодорожного транспорта с паровозной тяги на электровозную.

В 1990 г. Александру Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Коробейник сейчас живет в Буденновске. Там, в гимназии № 7, создан музей, посвященный «атаке века». В нем он ведет уроки мужества. А также ветеран активно сотрудничает с петербургским музеем школы № 189 «Из истории подводных лодок типа «С» Краснознаменного Балтийского флота».

Поздравить Михаила Коробейника с юбилеем решили не только петербургские школьник, в его адрес было направлено поздравление от ветеранов Северной столицы, дивизиона дизельных подводных лодок, базирующегося в Кронштадте (дивизион стал приемником советского подразделения, в составе которого состояла С-13) и Минобороны. А Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников принял Михаила в свои ряды как почетного члена.

СПРАВКА

На борту фашистского лайнера «Вильгельм Густлофф» было около 10 тысяч человек. После того, как его уничтожили советские подводники, в Германии был объявлен трехдневный траур. В истории рейха такое случилось лишь однажды – после гибели 6‑й армии Паулюса в Сталинграде.

Фото: «Петербургский дневник»

Подводные лодки типа «С» – общее название серии кораблей, построенных в период с 1936-го по 1948 г. Подлодки этого типа принимали активное участие в Великой Отечественной войне, а после в десятках локальных конфликтов во всех морях и океанах планеты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

Длина 77,7 м
Ширина наибольшая 6,4 м
Скорость надводная 19,5 узла
Скорость подводная 8,7 узла
Экипаж 42 человека
Автономность 30 суток
Предельная глубина погружения 100 м
Торпедные аппараты 4 носовых и 2 кормовых
Общий боезапас 12 торпед
Орудие 100-мм 1 (200 снарядов)
Орудие 45-мм 1 (500 снарядов).