Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская

Олег Басилашвили: «Живое чувство правды возобладает»

На киностудии «Лендок» прошел творческий вечер с народным артистом СССР Олегом Басилашвили, приуроченный к выходу в свет его новой автобиографической книги «Палата № 26». В ней он вспоминает детство в Москве, родителей, Ленинград, БДТ времен Товстоногова, 1990-е, заседания Съезда народных депутатов РСФСР, эпоху перемен. На встрече с поклонниками Олег Басилашвили рассказал о второй в его литературном опыте книге мемуаров, поделился различными историями из жизни, а также взглядами на те или иные явления, в частности на то, что в настоящее время происходит на театральных подмостках.

На киностудии «Лендок» прошел творческий вечер с народным артистом СССР Олегом Басилашвили, приуроченный к выходу в свет его новой автобиографической книги «Палата № 26». В ней он вспоминает детство в Москве, родителей, Ленинград, БДТ времен Товстоногова, 1990-е, заседания Съезда народных депутатов РСФСР, эпоху перемен. На встрече с поклонниками Олег Басилашвили рассказал о второй в его литературном опыте книге мемуаров, поделился различными историями из жизни, а также взглядами на те или иные явления, в частности на то, что в настоящее время происходит на театральных подмостках.

КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ НОВОЙ КНИГИ

Издатели книги «Палата №26» отмечают, что новое произведение Басилашвили буквально пронизано чувством одиночества. Олег Валерианович объясняет это тем, что с течением времени и ростом количества прожитых лет ощущение одиночества действительно усиливается. Кроме того, идея написания книги возникла у артиста в тот период, когда он проходил лечение в больнице, а уж где, как не в больничной палате человека больше всего осаждают мысли о бренности нашей жизни.

«Будучи юными, молодыми, нам кажется, что жизнь будет продолжаться вечно. А в моем возрасте начинаешь осознавать, что тебе придется покинуть этот блистающий мир и никто тебе не поможет. Каждый понимает, что он уходит один. За последнее время я много належался в больницах с разными болячками, поэтому в книге я веду беседу с собирательным образом соседа по палате, которого зовут Баррикад Ильич. Этот сосед – хороший человек, он такой «упертый большевик», он несколько по-другому глядит на сегодняшний день, на советскую власть, но в ходе разговоров я во многом с ним соглашаюсь», – сказал Олег Басилашвили.

ПРО БДТ, ГАСТРОЛИ И ТОВСТОНОГОВА

Олег Валерианович рассказал, что когда впервые попал в Большой драматический театр и посмотрел спектакли Товстоногова «Лиса и Виноград», «Пять вечеров», то он второй раз в жизни (после Московского художественного театра) был поражен атмосферой подлинной жизни на сцене.

«Происходило какое-то магнитное состояние зрительного зала вместе со сценой. Когда мне предложили работать в БДТ, я с радостью согласился и не мог уйти из этого театра, куда бы меня потом ни приглашали. Мне казалось, что в какой-то степени я обязан работать именно здесь. Все артисты БДТ, даже в маленькой роли, понимали, что все вместе мы делаем большое, нужное дело. Мы все держались за этот театр и Георгия Александровича», - объяснил Олег Басилашвили.

Он отметил, что в советское время БДТ беспрерывно гастролировал по Европе и даже стал первым театром в СССР, который попал на Авиньонский фестиваль во Франции. В этом, по его словам, была заслуга исключительного Георгия Товстоногова.

«Георгий Александрович постоянно нас пестовал, абсолютно всех – и молодых, и стариков. Каждую среду он собирал труппу, рабочих театра и рассказывал, как он, например, побывал в Соединенных Штатах Америки, причем говорил не только о спектаклях, но и про то, как там люди на улицах одеты, на каких автомобилях они ездят. Он хотел, чтобы мы стали в какой-то степени людьми мира, чтобы мы понимали, в какой планете мы живем, что за люди ее населяют. Постоянно расширял наш кругозор», – рассказал Олег Басилашвили.

Один из самых ярких моментов, который остался в памяти у народного артиста со времен гастролей – это выступление БДТ в японском университете. «Это был университет, в котором учатся люди от 8 до 20 лет, из них готовят элиту японской власти, крупнейших бизнесменов, политических деятелей. В тот вечер полуторатысячный зал был наполнен, стояла идеальная тишина. Мы играли «Дядю Ваню». Японцы не очень понимали, что происходит на сцене, у них совершенно другое восприятие театра, ведь они привыкли к Кабуки, к Но. После спектакля нам устроили небольшой ужин, на котором я разговорился с ректором университета. Я спросил, зачем они потратили большие деньги на перевозку декораций, артистов, на транспорт, установку, гонорары, если студенты все равно ничего не поняли из того, что увидели. Он сказал: «Да, я знаю это, но у меня есть ощущение надежды, что один или два человека, которые посмотрели спектакль, потом, когда вырастут лет до 25-30, вспомнят ту хрустальную ноту нравственного одиночества, которая витала на вашей сцене. И Япония тогда станет богаче». Я был совершенно потрясен этим ответом», - поделился Олег Валеринович.

ПРО ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1990–1993 годах Олег Басилашвили являлся народным депутатом РСФСР. О своем политическом опыте артист сегодня вспоминает так: «Когда проходило избрание депутата, у меня было 12 соперников, и так получилось, что я всех победил. В то время я пытался поверить в то, что Ельцин, Гайдар, Чубайс действительно хотят блага для страны и прежде всего для людей. Не власти хотят, а блага. Чтобы люди жили нормально, а не стояли в очередях и не мучились, копаясь в гнилой картошке в магазинах. Я и мои товарищи делали все, чтобы помочь Ельцину, Гайдару и его команде в этом отношении. Возможно, было допущено немало ошибок, но любую ошибку все-таки можно исправить. В 1990-е, так называемые «лихие годы», все ощутили себя свободными – от демократов до последних коммунистов, все могли искренне высказать то, что думают. Мы ощущали, что грядет царство равенства и братства. 1991-1992 годы я вспоминаю как святые годы свободы, надежды и полной веры, которых в нашей стране было очень мало, на мой взгляд».

ПРО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕАТРА

Современное положение российского театра Олег Басилашвили назвал не иначе, как проявлением «детской болезни». Но при этом он верит, что через какое-то время театр поднимется на новый уровень. «Я убежден, что в результате вот эти люди, которые сегодня кое-что делают талантливо, а кое-что не очень талантливо, но прикрывают отсутствие таланта мишурой, новациями… Все это пройдет и переплавится в новую ступень российского театра, где главную роль будут играть драматургия, пьеса, события, и каждый раз это будет читаться разными режиссерами по-своему, по-новому. Это должно произойти. Живое чувство правды возобладает, а желание показать фокусы и выделиться на общем фоне погаснет. Тяга к правде, которая освещала жизнь таких людей как Станиславский, Вахтангов, Эфрос, Товстоногов, снова победит. Другого выхода в театре нет, а иначе театр просто помрет, если все так и дальше будет продолжаться», - пояснил народный артист.