Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

В Петербурге показали первые эскизы наземного метро

Как представляли наземное метро в начале ХХ века, петербуржцы могут увидеть на выставке «Несбывшийся Петербург» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. Любопытно, что спустя столетие в Северной столице эта идея по-прежнему обсуждается, несмотря на то, что у петербургского метро нет ни одной станции на поверхности.
В Петербурге показали первые эскизы наземного метро Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Как представляли наземное метро в начале ХХ века, петербуржцы могут увидеть на выставке «Несбывшийся Петербург» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. Любопытно, что спустя столетие в Северной столице эта идея по-прежнему обсуждается, несмотря на то, что у петербургского метро нет ни одной станции на поверхности.

«Потребность Петербурга в новом виде общественного транспорта начала ощущаться уже в конце XIX века. Именно тогда стали появляться проекты создания в городе метрополитена или скоростной железной дороги. Предлагались различные инженерные решения: устройство линий метро на эстакадах или в подземных тоннелях, прокладка подвесных дорог или надземных путей в ограждениях. Одной из первых попыток решить эту задачу стал грандиозный проект, разработанный в 1901-902 годах гражданским инженером Болинским вместе с американским инженером Вернером», - сообщили организаторы выставки.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Для своего проекта они предлагали пожертвовать Обуховской больницей на Загородном проспекте, на ее месте должен был появиться многоэтажный пассажирский вокзал. От него в разные стороны должны были отходить 11 надземных линий, пересекающих несколько кольцевых магистралей. 11 железнодорожных мостов через каналы должны были связать центр города с Васильевским островом, Охтой, Выборгской и Петроградской сторонами.

Линии метрополитена проектировались на насыпях и металлических эстакадах высотой от 5 до 10 метров над уровнем улиц. Для подъема пассажиров на платформы предусматривались лестницы и лифты, а под эстакадами предполагалось разместить магазины и склады.

Масштабный проект представили властям, но Городская Дума его не одобрила. 

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

«Проведение скоростной дороги на уровне второго и третьего этажей затемнило бы улицы, а непрерывный шум обесценил бы квартиры в домах», - говорилось в заключении Думы.

В масштабном проекте, который авторы предлагали построить с помощью концессии, усмотрели «нарушение интересов города». Вместо этого было принято решение за счет бюджета построить трамвайную линию, которую открыли в 1907 году.

Отметим, что спустя столетие с небольшим в Петербурге вновь вернулись к обсуждению возможного строительства наземной линии метрополитена. Пассажирское полукольцо, по задумкам, должно связать 9 районов города. Оно пройдет в западной его части. Вместе с этим город уже занялся вопросом строительства Кольцевой линии метро, для шести новых станций подготовят проекты планировки территории. Под землей эта линия должна соединить «Лесную-2» и «Большой проспект-2».

Закрыть