• Августа Орлова

Петербургские ученые нашли кости скелета неизвестного прежде вида саламандры

И теперь реконструируют флору и фауну древней Арктики

Российские и немецкие ученые реконструируют флору и фауну древней Арктики благодаря находкам, которые удалось сделать в Сунтарском улусе Якутии. Во время экспедиций 2017 и 2018 годов здесь нашли кости скелета неизвестного прежде вида саламандры, два новых рода примитивных млекопитающих, внешне напоминающих землероек, представителей различных динозавров и черепах, живших около 120 млн лет назад. С собой ученые привезли материал для палеоботаников, которым предстоит выяснить, какие виды растений окружали этих древних животных.

Гипотеза уже выдвинута: 120 миллионов лет назад в Арктике было тепло, иначе черепахи не смогли бы здесь выжить. Сейчас эти пресмыкающиеся водятся гораздо южнее, например, в Белгородской области. «Мы полагаем, что климат в Арктике 120 миллионов лет, в начале мелового периода, был более ровным, чем сейчас, умеренно теплым», - рассказал «Петербургскому дневнику» Павел Скучас, доцент кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Сбор материала в Якутии продолжится в следующем году, а реконструкцию экосистемы древней Арктики ученые рассчитывают осуществить к 2020 году. Это будет первый проект, комплексно описывающий приполярную природу начала мелового периода. Нечто подобное делали зарубежные ученые, но их работы описывали гораздо более поздний интервал времени – около 66 млн лет назад (это конец мелового периода), а материал для исследований они черпали на Аляске, в Канаде и на Чукотке. Следующим шагом будет попытка сопоставить эти результаты, относящиеся к разным историческим эпохам, и проследить, как живые организмы приспосабливались к жизни в полярных условиях.

Два млекопитающих, одна саламандра, три динозавра

В этом году экспедиция была на грани срыва. Прилетев в Якутск, ученые обнаружили, что самолета до города Сунтара не будет: грунтовую взлетно-посадочную полосу в этом городке развезло из-за сильных июльских дождей. Пришлось ехать на машине, но продвигалась группа из четырех петербуржцев и коллеги из Боннского университета крайне медленно: федеральная трасса «Вилюй» - тоже, в основном, грунтовая, и ее тоже размыло. Последний участок пути преодолели на вездеходе.

Для палеонтологических раскопок выбрали место у ручья Тээтэ, еще в 1960-годы найденное геологами. Они определили возраст пород, выходящих в этом месте на поверхность, - ранний меловой период, около 120 млн лет назад. Также известно, что эта местность в то время находилась в приполярной области. В 1980-х годах здесь же работали палеонтологи из Палеонтологического института им. А. А. Борисяка́ РАН (Москва), а в 2002-2012 году – ученые из Якутского института геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения РАН под руководством Петра Колосова.

На взгляд дилетанта работа группы напоминала золотодобычу. Ученые промывали в воде породу, состоящую собой древний песчаник, правда, использовали сито, а не лотки. Нашли фрагменты зубов трех разных динозавров. Родовую принадлежность хищного динозавра пока определить не удалось. Зубы динозавров менее информативны для идентификации, чем зубы млекопитающих. Также были обнаружены зубы и отдельные кости стегозавров (они отличается пластинами на спине и шипами на хвосте) и зубы завропода – гигантского растительноядного динозавра, достигавшего размеров 10-12 метров.

Сенсацией стали находки фрагментов челюстей с зубами, принадлежащие двум примитивным млекопитающим и кости скелета древней саламандры. Это были неизвестные ранее науке роды и виды этих животных. Ранее считалось, что животные, находящиеся на столь ранней стадии эволюции, характерны для домелового – юрского периода (201-145 млн лет назад). «Мы установили факт, что за 40 миллионов лет все три вида животных практически не изменились», - отметил собеседник, уточнив, что информацию об этом открытии исследователи опубликовали в научных журналах PLoS ONE и Acta Palaeontologica Polonica.

Млекопитающим они дали названия Хоротерий (Khorotherium) и Сангаротерий (Sangarotherium). «Это были небольшие животные, покрытые шерстью и выкармливавшие детенышей молоком. Их размер – с современную мышь», - сообщил собеседник. Павел Скучас добавил, что в эпоху динозавров млекопитающие больших размеров не могли выжить – они тут же были бы съедены динозаврами. Чтобы уцелеть, им приходилось вести ночной образ жизни.

Фрагменты позвонков и черепных костей древней саламандры, которой участники экспедиции дали название Kulgeriherpeton ultimum (родовое имя образовано от якутского слова күлгэри (ящерица, саламандра) и древнегреческого ἑρπετόν (пресмыкающееся), а видовое – ultimum – на латыни означает «последний», подчеркивая, что позже раннемелового времени костей этих амфибий уже не встретить), рассказали исследователям, что это была саламандра нетипично крупного размера для своей эпохи. Она достигала в длину 30 см. Все прежде найденные в других местах ее родственники едва достигали 10 см в длину. Только потом, после того как вымерли динозавры, появились действительно крупные саламандры, достигавшие двух метров в длину. Саламандра, остатки которой обнаружили участники экспедиции, жила в воде, питаясь всем, что может проглотить: небольшими рыбками, насекомыми.

В породе поищут споры и пыльцу древних растений

С собой из экспедиции ученые захватили образцы породы для того, чтобы передать его для исследования коллегам-палеоботаникам. Установить, какие растения окружали обнаруженных в экспедиции животных 120 млн лет, назад необходимо для того, чтобы воссоздать экосистему, существовавшую в этом районе Якутии в начале мелового периода.

В следующем году ученые вновь отправятся на то же место, чтобы продолжить поиски. Полученный российско-немецкой исследовательской группой грант рассчитан на три года. С российской стороны его источник - Российской фонд фундаментальных исследований (РФФИ), с немецкой – аналогичная структура в ФРГ. Две экспедиции уже состоялись – в 2017 и в 2018 году, третья запланирована на будущее лето.

После того, как круг исследовательских задач будет исчерпан, ученые планируют обратиться к геологическим картам, на которых обозначены другие места выхода на поверхность древних пород. «Интересные нам точки есть в Западной и Восточной Сибири, в Иркутской области, в Забайкалье. Их много, десятки», - заметил Павел Скучас.