Яндекс.Метрика
  • Илья Демаков

Илья Демаков: багаж школьника

Колумнист «ПД» рассказывает, как школьники стали ходить с дорожными чемоданами.
Илья Демаков Фото: «Петербургский дневник

Начинается новый учебный год, и с ним возвращаются многие практические вопросы. Одна из традиционных тем для обсуждения – школьный учебник.

Каждый может себе представить, как ребёнок, выполнив домашнее задание, собирает вечером свой портфель. В него укладываются тетради, пенал и, конечно, учебные книги общим весом в несколько килограммов. Я сужу по своим ученикам: в коридорах гимназии всё чаще встречаются детские сумки на колёсах и с ручкой, как у дорожного чемодана. Начиная с 5 класса в расписании может быть до шести уроков, и на каждый требуется учебник. Конечно, школьная реальность давно выработала технические решения: можно носить один учебник на парту, приносить учебник по очереди с соседом или оставлять книги в кабинете. Но принципиально уменьшить вес собранного рюкзака это не помогает.

Здесь будет справедливо напомнить об инициативе федерального министерства, которая с этого года пришла в школьную жизнь уже не в качестве эксперимента, а как вполне штатная практика. Речь идёт об электронных книгах. Вот уже несколько лет те издательства, чьи пособия входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных для занятий в школах, обязаны создавать и иметь в доступе на своих веб-страницах электронные версии. По плану Министерства просвещения, к 2020 году в цифровом формате должны быть доступны учебники и пособия примерно по 50 дисциплинам (в это число входят не только классические школьные предметы, но и направления дополнительного образования). Обучающиеся по своему желанию и по усмотрению родителей могут заменять книгу в традиционном формате на такую электронную копию, загруженную на какой-нибудь портативный носитель. В принципе, нет никаких организационных препятствий к тому, чтобы носить в школу цифровую книгу (e-Book). Однако стоит предостеречь от использования в таком качестве многофункционального планшета. Очевидно, что для ребёнка будет очень велик соблазн открыть на нём не учебник, а, скажем, социальную сеть. С учётом этого риска один портативный носитель решит проблему превращения школьных коридоров в багажную станцию.

Вместе с тем существует справедливое опасение, что, разгрузив спину, мы увеличим нагрузку на глаза. Это серьёзный вопрос, над которым не первый год работают специалисты различных профилей. К единому решению, как представляется, пока ещё не пришли. Но в школе мы всё чаще слышим, что следует отдавать предпочтение оптимизированным для учёбы цифровым книгам, а не любым подручным гаджетам.
Наконец, говоря об учебниках, важно понимать, в чём их собственно педагогическое значение. Учебник, как и вообще любое методическое оборудование в школе – это только приложение к учителю. Учебник нужен ребёнку, главным образом, если он болеет или по иной причине длительно отсутствует в классе, если он лишён возможности быть на уроке и непосредственно консультироваться с учителем. Поэтому, как бы ни обстояло дело в мире школьных пособий, ориентироваться нужно на слово учителя и ценить живой диалог с ним.

Илья Демаков, лучший учитель России - 2017. 

Закрыть