Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Подземные инновации: как «Надежда» и «Аврора» строят метро

На одну из площадок, где идет строительство наклонного хода будущей станции «Горный институт» (проектное название «Большой проспект») начали подвозить детали проходческого щита «Аврора». В ближайшие месяцы специалисты Управления механизации ОАО «Метрострой» подготовят его к работе.

На одну из площадок, где идет строительство наклонного хода будущей станции «Горный институт» (проектное название «Большой проспект») начали подвозить детали проходческого щита «Аврора». В ближайшие месяцы специалисты Управления механизации ОАО «Метрострой» подготовят его к работе.

«ПД» в деталях расскажет о том, чем займется «Аврора» на стройплощадке и какие еще горнопроходческие комплексы «Метрострой» использует для строительства станций петербургской подземки.

Работа на Васильевском острове

Горнопроходческий щит «Аврора» стал первым в мире механизмом, способным строить тоннели под углом в 30 градусов. За последние десятилетия в Петербурге «Аврора» успела проложить наклонные ходы станций «Спасская», «Обводный канал» и «Адмиралтейская». Теперь ему предстоит опуститься на глубину 70 метров, где будет располагаться станционный комплекс станции «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии. 

В «Метрострое» называют «Аврору» примером успешного сотрудничества в области механизированного тоннелестроения с немецкой компанией «Херренкнехт», где создали этот горнопроходческий комплекс. 

На соседней площадке метростроители наконец получили возможность испытать еще одно техническое новшество — стволопроходческий комбайн СПК-6. Его разработали и изготовили в «Метрострое» вместе со специалистами Скуратовского опытно-экспериментального завода. Ранее такое оборудование производили только за рубежом, так что это отличный пример импортозамещения в метростроении. Прежде строительство вертикальных стволов в Петербурге велось вручную, СПК-6 позволит ускорить процесс в 2–3 раза. На сегодняшний день метростроители уже прошли 20 метров шахтного ствола из 63.

Двухпутный тоннель

Петербургские метростроители стали первыми, кто построил двухпутный тоннель на территории всего постсоветского пространства. Это позволил сделать специальный тоннелепроходческий комплекс (ТПМК), получивший красивое женское имя «Надежда». Пилотов ТПМК (так называют машинистов) обучали в Германии у компании-производителя. 

В Петербурге «Надежда» уже построила два двухпутных тоннеля - продолжение Невско-Василеостровской линии с двумя станциями «Новокрестовская» и «Беговая», а также новый участок Фрунзенского радиуса, станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» планируют запустить в декабре 2018 года.

Отметим, что до недавнего времени станции мелкого заложения в Петербурге практически не строились. Причина в сложных гидрогеологических условиях, но «Надежда» позволила петербургским метростроителям работать на небольшой глубине и делать это достаточно быстро. Для примера, продолжение Невско-Василеостровской линии проложили в два раза быстрее проектного срока.

Двухъярусные тоннели 

В «Метрострое» отметили, что механизация всех процессов ведется постоянно. Это позволяет облегчить тяжелый труд рабочих и сделать его более безопасным.

«Сейчас специалисты компании изучают технологию строительства двухъярусных тоннелей. Так что, возможно, в скором времени поезда петербургского метро будут двигаться один над другим. Применение этой технологии возможно при строительстве кольцевой линии», - подчеркнули в компании.

Развитие мегаполиса требует ускоренных темпов строительства метро. Но это требует не только бесперебойного финансирования, но и современных технологий. Петербургский «метрострой» непрерывно развивает собственную технологическую базу, а также совершенствует технологический процесс. Сегодня в арсенале компании сложнейшее современное оборудование, позволяющее не только сокращать сроки строительства метро, но и осуществлять проходку тоннелей в таких условиях, где раньше это было сделать невозможно.

Закрыть