Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

«Давайте я побегу, а вы меня застрелите»: следователи рассказали подробности резонансного дела об убийстве ребенка в Отрадном

Кольцо вокруг злодея сомкнулось благодаря оперативнику с обостренной интуицией

Страх надолго оказаться в колонии по «нехорошей» статье заставил 35-летнего жителя Петербурга Александра Георгиевского сомкнуть руки на шее 10-летнего мальчика, а затем полночи орудовать в ванной ножом и пилой. Он же гнал его под покровом темноты прятать части детского тела на пустырях и в канализационных колодцах.

Приговор Ленинградского областного суда был предсказуем и закономерен: пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. «ПД» выяснил, как вычислили убийцу Руслана Королева и как Александр Георгиевский объяснил мотивы своего злодеяния.

Срочные меры

В субботу 28 октября 2017 года 10-летний Руслан Королев из Отрадного не вернулся домой с прогулки. Несколько раз его мать звонила сыну на мобильный, но телефон был выключен. Уже ближе к полуночи не находящая себе места от ужаса женщина обратилась в полицию.

Сообщения о безвестном исчезновении детей, особенно когда речь идет не о жаждущем приключений «бегунке» из детского дома, уже в первые часы оборачиваются возбуждением уголовного дела по статье «Убийство». Это позволяет максимально задействовать силы и средства для розыска. Так что вскоре к поискам школьника подключились сотрудники МЧС, Росгвардии и волонтеры.

«В первую очередь, разумеется, искали в Отрадном, в прилегающих к железной дороге лесных массивах. Подспудно была надежда, что мальчик мог просто куда-то уехать. Семья не самая благополучная, с тремя детьми, живет довольно бедно. Отец отбывает срок в колонии. Мальчик после школы надолго уходил гулять, иногда один катался в электричке. Так что поначалу надеялись, что удастся найти его живым и невредимым», - вспоминает руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СК РФ по Ленинградской области Артем Жеглов.

Фигура на видео

Вскоре возбужденное следственным отделом по городу Кировску уголовное дело приняли к своему производству сотрудники отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Ленинградской области.

Как рассказал наш источник в правоохранительных органах, был один подспудный момент, подтолкнувший сыщиков вести розыск с масштабом, которого давно не припомнят. Имя ему – Паша Костюнин. Пропавший в декабре 2011 года мальчик, которого по сей день не могут найти, жил в том же районе Отрадного, что и Руслан Королев. И даже по типажу дети были похожи. Так что когда пропал Руслан, такой же светленький, улыбчивый, как и Паша, мысль о том, что действует серийщик, не могла не возникнуть. 

Артем Жеглов вспоминает, что с момента возбуждения дела и вплоть до раскрытия преступления следователи и оперативники порой работали сутки напролет. «Вряд ли можно выделить отдельный фактор, позволивший раскрыть это преступление. Сыграла роль и аналитика, и добросовестность полицейских и наших сотрудников, и огромный объем проделанной ими работы. Да и без удачи не обошлось», - поясняет руководитель отдела по расследованию особо важных дел.

Кончик ниточки, которая привела сыщиков к Александру Георгиевскому, дала жительница Отрадного, знакомая с семьей Королевых. В день исчезновения Руслана она встретила мальчика на платформе железнодорожной станции Пелла и сфотографировала его на мобильный телефон с мыслью показать снимок матери и учителям как подтверждение того, что ребенок один катается в электричке.

Изучая записи с камер видеонаблюдения, установленных на других станциях, оперативники установили, что Руслан вышел из поезда на станции Ивановская все в том же Отрадном. Тогда стали просматривать содержимое видеокамер в окрестностях Ивановской. Так в распоряжении сыщиков оказалась запись, запечатлевшая ребенка у одного из магазинов в компании с неизвестным мужчиной. «Увидели, что мальчик остается на улице, мужчина заходит в магазин, покупает бутылку слабоалкогольного напитка, после чего вместе с ребенком уходит. Стало понятно, что с большой долей вероятности именно этот человек причастен к исчезновению Руслана. Дальше уже началась работа по установлению личности подозреваемого. К сожалению, видеозапись оказалась не самого лучшего качества: типаж мужчины был понятен, но под него подпадало слишком много людей», - вспоминает Артем Жеглов. 

Масштабная операция

Мужчину в джинсах и темной куртке камера зафиксировала и на станции Пелла, где он садился в ту же электричку, что и Руслан. При этом сотрудники магазина пояснили, что персонаж с видеозаписи не является их постоянным покупателем, хотя в Отрадном его вроде как встречали. Исходя из этих скудных данных, аналитики определили одной из точек притяжения массив частных домов близ станции Пелла. Распечатав кадр видеозаписи, десятки полицейских изо дня в день обходили улицы, расспрашивая жителей, не знаком ли им изображенный на снимке персонаж. Тех, о ком прохожие говорили «вроде похож», брали на заметку. Таковых оказалось пара десятков, но все, как говорится, мимо.

Параллельно отрабатывали всех судимых, прежде всего за насильственные преступления, а также стоящих на учете в ПНД. Не осталось ни одного сарая, гаража или закоулка, куда бы ни заглянули полицейские. И так день за днем, неделя за неделей…

«Только обысков и осмотров в различных домах было проведено около трех сотен. В первую очередь, мы, конечно, искали тело. Где-то визуально, где-то с использованием ламп криминалистического света. По большому счету, если бы не возникшая удача, мы бы в любом случае и этим путем вышли на злодея, поскольку следующим шагом в плане у нас стояла отработка дома, где у Георгиевского была квартира. Мы бы неминуемо его установили, просто чуть позже», - поясняет Артем Жеглов.

Преступное влечение

Кольцо вокруг злодея сомкнулось благодаря оперативнику с обостренной интуицией. Показав фотографию одному из местных жителей и получив отрицательный ответ, сыщик по каким-то мимолетным жестам и интонации почувствовал, что собеседник лукавит…

Так у мужчины с видеозаписи появилось имя – Александр Георгиевский. Вскоре сыщики выяснили, что подозреваемый живет в Петербурге с сожительницей, а в Отрадном у него родственники и квартира, в которой он делает ремонт. Несколько раз привлекался к уголовной ответственности, еще по малолетке оказавшись за решеткой за сексуальное надругательство над сверстником. Были в его «послужном списке» также грабеж, разбой и убийство.

За подозреваемым установили наблюдение. Типаж, походка, манера движений – все указывало на то, что именно этот человек увел с собой Руслана Королева. В итоге 20 декабря 2017 года на запястьях Георгиевского защелкнулись наручники.

Ни для кого не секрет, что в определенных ситуациях сыщики практикуют своеобразный торг, предлагая злодею за обстоятельную «признанку» возможность написать явку с повинной, которую суд учитывает как смягчающее обстоятельство при вынесении приговора. Но Александру Георгиевскому, похоже, никто не хотел оставлять даже малейшего шанса на снисхождение Фемиды.

Он и сам «потек» практически сразу. С хмурой миной на лице задержанный рассказывал, что приметил Руслана на станции, в электричке завел с ним разговор и предложил пойти в гости, посулив горячего чаю со сладостями. Объяснял это неким спонтанным поведением на фоне затяжной пьянки. А уже когда мальчик оказался в его квартире, якобы внезапно испытал сексуальную страсть, в которой также винил алкоголь.

«Его показания в отношении мотива убийства менялись. Поначалу версия Георгиевского сводилась к тому, что мальчик после надругательства его обозвал матерным словом, в связи с чем он якобы разозлился и задушил его. Но в ходе расследования мы все-таки пришли к выводу, что убийство он совершил, чтобы скрыть сексуальное преступление», - говорит Артем Жеглов.

Наутро оперативно-следственная группа вместе с подозреваемым отправилась на поиск останков ребенка. Выяснилось, что некоторые части злодей скрыл в окрестностях Отрадного, а какие-то фрагменты вывез в Петербург. Сброшенные в реку части тела за давностью времени найти так и не удалось. В тот же день суд заключил Александра Георгиевского под стражу.

В ходе расследования обвиняемого проверяли и на причастность к исчезновению Паши Костюнина, но никаких зацепок не выявили.

Поставил на себе крест

Признательные показания и указание местонахождения останков убитого мальчика стали не единственными доказательствами вины. В квартире обвиняемого и на его куртке криминалисты обнаружили следы крови. Факт сексуального насилия подтверждали выявленные экспертами следы семенной жидкости.

Психолого-психиатрическая экспертиза установила вменяемость фигуранта. Выяснилось, что обвиняемый жил с женщиной, имел от нее двоих детей и, со слов спутницы жизни, нездоровых влечений не обнаруживал. Знакомые также утверждали, что никаких странностей в поведении мужчины не замечали, не считая того, что изрядно приняв на грудь, приятель становился агрессивным. А когда не пьет – вполне себе нормальный мужик, с руками, в последнее время трудился разнорабочим на стройке в Кировском районе Петербурга, в выходные самостоятельно делал ремонт в квартире в Отрадном, подаренной матерью.

Как опытный сиделец, Георгиевский понимал всю бесперспективность своего положения. Особенно с учетом рецидива. «На момент совершения преступления в отношении малолетнего, он имел не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость», - поясняет старший помощник руководителя СУ СК РФ по Ленинградской области Юлия Матолыгина.

«Возможно, где-то в глубине души он на что-то надеялся, но мне показалось, что в какой-то момент он уже поставил на себе крест. Просто безнадега в душе – и все», - вспоминает в свою очередь Артем Жеглов.

«Давайте снова поедем на место, где были скрыты ненайденные останки, я побегу, а вы меня застрелите», - однажды предложил Георгиевский. Об этом вспоминает один из сотрудников правоохранительных органов.

Пытался ли мужчина свести счеты с жизнью, наш источник умолчал, но оговорился, что сотрудники СИЗО с особой тщательностью контролировали, чтобы этого не произошло. Людям, которые столько недель, потеряв покой и сон, шли по следу детоубийцы, а горе близких Руслана Королева восприняли как свою собственную боль, было принципиально важно, чтобы преступник предстал перед судом и услышал суровый приговор.
Не исключено, что осужденный обжалует это решение. Но шансы на то, что Верховный суд РФ найдет основания для его отмены, маловероятны…

Закрыть