Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская

Титаны среди «хрущоб»: в прокат вышел фильм Серебренникова «После Лета»

6 сентября Центр документального кино выпустил в прокат документальный фильм Кирилла Серебренникова «После Лета».

6 сентября Центр документального кино выпустил в прокат документальный фильм Кирилла Серебренникова «После Лета». Его можно назвать послесловием к ленте режиссера «Лето», вышедшей в июне этого года.

ЭТО ВОВСЕ НЕ «ФИЛЬМ О ФИЛЬМЕ» 

«После Лета» — это не «фильм о фильме» в традиционном варианте, когда зрителю показывают вспомогательное кино, приоткрывающее занавес процесса съемок и работы режиссера с актерами. В данном случае документальное кино, снятое Серебренниковым параллельно с художественной картиной, состоит из череды бесед с очевидцами и участниками событий, описанных в «Лете».

Исполнитель роли Скептика Александр Кузнецов берет интервью у вдовы Майка Науменко Натальи, звукорежиссера и издателя Андрея Тропилло, журналиста Артемия Троицкого, радиоведущего Севы Новгородцева, художника группы «Зоопарк» Игоря Петровского и экс-президента Ленинградского рок-клуба Николая Михайлова.

Скептик заводит их в реальные локации «Лета» — в коммуналки, студии звукозаписи и даже Ленинградский рок-клуб. Там участники документального исследования погружаются в ностальгию, ведут размышления о музыке, восьмидесятых, советской молодежи, ленинградском быте и духе того времени, говорят о Майке Науменко и Викторе Цое. А иногда, кстати, критикуют или, наоборот, хвалят «художественный вымысел».

ПРО ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ 

Артемий Троицкий в фильме говорит о том, существует огромный контраст между «убогостью тогдашней жизни» и невероятным величием того, что происходило в то время в искусстве.

«Если сделать, скажем, дом-музей из квартиры Цоя, то современные люди не поверили бы, что Цой так жил. Потому что это было невероятно убого, это были чертовы хрущобы с колченогими стульями и грязными газовыми плитами. И на фоне этого отстоя жили титаны, могучие героические люди, которые создавали эти песни», — поясняет Троицкий. Здесь же можно привести упоминание жены Науменко Натальи Россовской о том, что в их с Майком коммунальной квартире даже горячей воды не было, да и холодная с трудом поднималась на седьмой этаж.

При этом, как отмечает Троицкий, настроение молодежи в те годы было гораздо лучше и веселее, чем у современной. И это несмотря на то, что время, в которое разворачивается действие фильма «Лето» (начало восьмидесятых годов) было довольно мрачное: война в Афганистане, огромный дефицит всего чего только можно. Но люди старались жить очень насыщенной жизнью, веря в перспективы и будущее. Сегодня, по его словам, у молодежи этого нет.

ПРО РУССКИЙ РОК 

Когда Андрея Тропилло приводят в студию звукозаписи, созданную художниками и декораторами для фильма «Лето», он начинает негодовать: «Абсолютно бездарно, этим микрофоном я никогда не пользовался. Это нужно выкинуть, это ужасно». Но потом все-таки заметил, что есть и что-то похожее. Например, ЛОМОвские стойки и комбики. Затем он рассказал о том, что наш рок-н-ролл — это культурный мост, соединяющий Россию со всем остальным миром, ведь отечественная рок-музыка начиналась с переводных текстов звезд западной музыки. Чуть позже на этой мощной базе Борисом Гребенщиковым и Майком Науменко был создан поэтический символический язык русского рок-н-ролла, а уже на их плечи встали люди второго поколения — Виктор Цой, Константин Кинчев, Михаил Борзыкин.

Сева Новгородцев утверждает, что вовсе не нужно сравнивать отечественный и западный рок-н-ролл. По его мнению, русский рок не может и не должен с ним состязаться, потому что он несет нашу, славянскую матрицу — это совсем другое явление.

Закрыть