Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко, Игорь Федоров

Как в Петербурге станции метро «доживают» до ремонта

Какие станции закроются на капремонт после «Академической»? Почему в вестибюлях станций появляется вода? Что на самом деле происходит на «Новокрестовской» и «Беговой»? На эти и другие вопросы «ПД» ответили в ГУП «Петербургский метрополитен».
Как станции метро «доживают» до ремонта Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Какие станции закроются на капремонт после «Академической»? Почему в вестибюлях станций появляется вода? Что на самом деле происходит на «Новокрестовской» и «Беговой»? На эти и другие вопросы «ПД» ответили в ГУП «Петербургский метрополитен».

На «Академической», закрытой чуть больше месяца назад, уже разобран пол, со стен сняты плиты, демонтированы эскалаторы. За 11 месяцев здесь приведут в порядок четыре подъемника, заменят всю систему гидроизоляции, отремонтируют наземный вестибюль, заменят светильники.

На станции «Академическая» будут установлены системы по обеспечению кондиционирования, вентиляции воздуха, системы дымоудаления, автоматическая пожарная сигнализация и многое другое. После ремонта станция станет удобной для пассажиров с ограниченными возможностями.

Закроют только вестибюль

Как оказалось, следующей на капитальный ремонт закроется «Маяковская». По планам метрополитена, это произойдет в первом квартале 2020 г. «Сейчас у нас заключен договор на проектирование станции метро «Маяковская». И готовится конкурс на проектирование наклонного хода станции метро «Московская-2», – рассказал начальник производственного отдела службы инфраструктурных программ Алексей Мичурин.

Проект капитального ремонта этой станции уже готов и проходит экспертизу. Работы продлятся 11 месяцев.

Однако петербуржцам, привыкшим к «Маяковской», не стоит искать объездные пути. Подземная часть станции метрополитена будет работать в прежнем режиме, ремонт затронет только наземный вестибюль и эскалаторный тоннель. Спуститься к поездам пассажиры смогут на станции «Площадь Восстания».

Похожая ситуация со станцией «Московская-2».

По словам Алексея Мичурина, в планах Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга отремонтировать первый вестибюль станции «Технологический институт», но тут работы могут затянуться на два года. Здесь будут полностью менять эскалаторы. Но и эта станция имеет второй выход на поверхность, что позволит пассажирам избежать глобальных неудобств.

По словам начальника службы тоннельных сооружений Дмитрия Бурина, у Петербургского метрополитена есть перечень станций с ограниченной работоспособностью наклонных ходов (тоннелей, где располагаются эскалаторы).

«Мы ведем эту работу с 2008 г, когда на станции «Гостиный двор» прошло оседание одной полуарки из‑за того, что сгнила опорная часть. Тогда метрополитен оперативно выполнил обследование всех наклонных ходов и сформировал пул станций, где требуется проведение этих работ», – рассказал Дмитрий Бурин.

Оборудование, конечно, подстраховали, вовремя проведенные работы позволят станциям из списка без проблем «дожить» до капитального ремонта.

Тем не менее в вестибюлях пассажиры иногда видят течи и даже лужи. Но это не повод для беспокойства, отметили специалисты петербургской подземки. «Водоносные слои расположены по всей территории Петербурга. Нева и залив не оказывают влияния на метро, поскольку оно расположено глубже. Пересечение водоносных слоев наклонными ходами и дает эту течь», – объяснил Дмитрий Бурин.

«Нам эти места известны, мы за ними следим», – поддержал коллегу Алексей Мичурин.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

Подземные воды

«Приличное количество водопроявления» специалисты метрополитена отмечают и на новых станциях «Новокрестовская» и «Беговая». По словам Дмитрия Бурина, эти объекты сданы перевозчику только во временную эксплуатацию, геотехнический мониторинг пока не ведется.

«Сейчас заканчивается монтаж этой системы, она записана в рамках замечаний специализированных рабочих групп. Мы ждем от «Метростроя» (генподрядчик строительства станций) передачи ее в эксплуатацию», – отметил Дмитрий Бурин.

«Новокрестовская», по его словам, - уникальная станция, она построена на намывной территории, рядом с Западным скоростным диаметром и Финским заливом. «Именно этому сооружению будет уделено очень пристальное внимание», – сказал специалист метрополитена.

«Беговая» и «Новокрестовская»

Метрополитен примет станции в постоянную эксплуатацию после того, как будут устранены все замечания. Ожидается, что это произойдет до конца 2018 г.

«Но персонал метрополитена для обслуживания участка Невско-Василе­островской линии от станции «Приморская» до станции «Беговая», включая тупики, со всеми сооружениями, которые нам сданы во временную эксплуатацию, уже набран, присутствует на своих рабочих местах и выполняет работу вне зависимости от того, во временной или постоянной эксплуатации находится станция. Если говорить по профилю службы тоннельных сооружений, то есть мастера, которые ведут надзор, есть работники, занятые ремонтом на этих станциях. Мы работаем в обычном режиме», – пояснил Дмитрий Бурин.

«Новокрестовскую» и «Беговую» построили к чемпионату мира по футболу и открыли 26 мая 2018 г. А в середине июля в Интернете появился ролик, в котором видно, как по стенам «Беговой» льется струя воды. Ее обнаружили прямо над эскалаторами.

Как выяснилось, видео было сделано после сильных ливней, обрушившихся на город 8 июля. Эту течь в Петербургском метрополитене зафиксировали как брак, который генеральный подрядчик оперативно устранил.

Добавим, что «Новокрестовскую» и «Беговую» построили за 2,5 года. «Метрострой» вел работы по новому для России методу «топ-даун»: основные конструкции строились этапами сверху вниз одновременно с разработкой грунта. Это позволило провести работу в максимально короткие сроки. Строительство велось на глубине 28 м.

Строительство станций обошлось в 30 млрд рублей, около 14 млрд из них выделил федеральный центр.

Фото: Андрей Пронин/Петербургский дневник

Двухпутный тоннель

Вместе с новыми станциями на Невско-Василеостровской линии метрополитен получил еще один принципиально новый для себя объект – первый в России участок двухпутного тоннеля от «Приморской» до «Беговой».

В подземке серьезно готовились к работе с ним. По словам Дмитрия Бурина, уникальное сооружение требует особого подхода. «Когда мы узнали, что будет вводиться двухпутный тоннель, наши специалисты поехали в Барселону и знакомились с опытом их содержания. Наши тоннели проектировал «Ленметрогипротранс», и мы запросили технологию содержания и ремонта тоннельной обделки», – отметил Дмитрий Бурин. Но многое, по словам специалиста, придется нарабатывать самостоятельно.

Депо «южное»

Второй двухпутный тоннель появится в петербургском метро в конце года, когда откроется новый участок Фрунзенского радиуса – от действующей «Международной» до новой станции «Шушары». Вместе с ними откроют и электродепо «Южное». Оно уже полностью построено, туда пере­гнали 70 вагонов из электродепо «Невское». «Это резерв. Мы получили новые поезда на Невско-Василеостровскую линию, их передали в «Южное». И пока они стоят и ждут открытия и депо, и нового участка Фрунзенского радиуса, потому что без открытой линии работать невозможно», – отметил Дмитрий Бурин.

По словам специалиста, метрополитен готов работать с новым объектом, у депо уже есть начальник, набран персонал. Известно, что «Южное» станет современным многофункциональным комплексом из более чем 30 зданий для отстоя, обслуживания и ремонта по­движного состава.

Новое электродепо занимает 36 га земли, что можно приравнять к пяти футбольным полям. На сегодняшний день оно полностью построено.

На ночь в тупик

Новые требования безопасности заставили СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» внести правки в проект «Южного». Так, была изменена конструкция проходных, добавился ряд досмотрового оборудования.

Сегодня в распоряжении сотрудников петербургского метро одно ремонтное и пять эксплуатационных депо – по два на Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линиях, еще одно расположено на Невско-Василеостровской линии. При этом на Лахтинско-Правобережной и Фрунзенско-Приморской нет ни одного. Поэтому, по словам Дмитрия Бурина, сейчас несколько десятков составов «ночуют» в тупиках и тоннелях. «Из-за этого мы не можем своевременно и эффективно обслуживать свои сооружения», – отметил Дмитрий Бурин.

Ход работ

В метрополитене рассчитывают, что новые станции вместе с электродепо откроются 20 декабря. Именно эта дата указана в госконтракте, заключенном между городом и ОАО «Метрострой».

Буквально на днях вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин заявил, что не позволит генподрядчику сорвать сроки открытия нового метро.

На новом участке фиолетовой линии уже завершены проходческие работы, построены конструкции станционных комплексов и перегонных тоннелей. Ведется отделка вестибюлей, монтаж инженерных систем, однако новый участок отстал по срокам строительства.

Закрыть