Яндекс.Метрика
  • Екатерина Ерохина

Екатерина Ерохина: доказательное образование

Студентка магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО исследует грани современного образования

Современное образование – область чрезвычайно противоречивая. Ярких идей, школ и подходов много, но эффективны ли они? Чтобы понять, сколько должен продолжаться идеальный учебный день, нужно вести наблюдения как минимум год. И все равно останется риск, что на успеваемость учеников повлияли какие-то неучтенные факторы. Потому большинство исследований в сфере образования оценивают кратковременные эффекты в узких областях. Но даже ограниченный инструментарий позволил ученым развенчать некоторые мифы.

Во-первых, стили восприятия и обучения. Наверняка вы слышали о том, что некоторые из нас визуалы, некоторые – аудиалы и так далее. Ученые в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии называют эту концепцию одним из самых опасных «монстров» системы образования. В этих странах уже несколько десятилетий популярные методики обучения в начальной школе требуют учитывать характерный для ребенка тип восприятия.

Но исследования не обнаружили никаких доказательств, что ученики хорошо усваивают информацию в той форме, в какой предпочитают ее получать. Напротив, лучше задействовать больше каналов восприятия, чтобы обучение было не только легким, но и результативным.

Во-вторых, исследователи отвергают популярный проектный подход. Оказалось, что ценность самостоятельного обучения и работы в группах сильно преувеличена. Без руководства учителя ученики узнают меньше и хуже запоминают пройденное. Кроме того, групповая работа мешает развитию критического мышления. Чтобы мыслить самостоятельно, нужно больше работать над индивидуальными заданиями. 

В-третьих, отказываться от бумажных учебников и тетрадей вредно. Многие исследования доказывают, что грамотность связана с телесной памятью, и маленьким детям необходимо учиться писать от руки.

Означает ли все это, что прогресс в сфере образования оказался обманом? Нет, ученые не призывают школы полностью отказаться от нововведений, но только предостерегают от слепого следования моде. Прежде чем полностью заменять новыми методами обучение по старинке, нужно убедиться в их научной обоснованности.

Екатерина Ерохина, студентка магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО.

Фото: «Петербургский дневник»
Закрыть