Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Ораниенбаум показал воссозданный иконостас Меншикова

После 10-летней реставрации в Ораниенбауме открылся Церковный павильон.

После 10-летней реставрации в Ораниенбауме открылся Церковный павильон Большого Меншиковского дворца. Сотрудники музея говорят, что уникальный иконостас летней церкви, созданный почти 300 лет назад по приказу Александра Меншикова, восстановлен вплоть до мельчайших деталей. А экспозиция в Зимней церкви рассказывает историю самого памятника и его владельцев.

Придворная церковь занимает башенный павильон Большого Меншиковского дворца, ее построили по приказу соратника Петра I. 3 сентября 1727 года ее освятили во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона.

По словам генерального директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, сегодня в восстановленном храме прошла первая служба.

«Со служителями Русской православной церкви мы договорились, что это музейное пространство, службы здесь будут проходить раз в год – в храмовый праздник, в день святого Пантелеймона. Эта традиция сложилась у нас в Петергофе», – отметила Елена Кальницкая.

Реставрация Церковного павильона длилась около 10 лет. Финансовую помощь в реставрации оказал банк ВТБ. Елена Кальницкая рассказала, что, только став директором музея-заповедника, сразу попала в эпицентр дискуссии о том, как восстанавливать иконостас.

«Когда было первое обсуждение, институт "Спецпроектреставрация" предлагал сделать преграду из стекла, символически обозначить иконостас. Это хороший прием, он имеет право на существование. Но нам хотелось большего, и десятилетние поиски привели к тому, что перед вами полностью воссозданный храм», – сообщила гендиректор музея.

По ее словам, оригинал, который перевезли в Петергоф и хранили в подвалах дворца Монплезир, не пережил Великую Отечественную войну. Его создавали в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. А стены храма были украшены лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 картин, расположенных на стенах в несколько ярусов. По стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века.

«В доме Меншикова, конечно, работали лучшие зодчие, писали лучшие иконописцы», – добавила Елена Кальницкая.

В 1930-е годы в закрытой церкви располагались мастерские Гидрогеографического отдела Балтийского флота, тогда все убранство было демонтировано. Реставрация началась в 2009 году, во время работ удалось сохранить и законсервировать элементы лепного и резного декора. То, что было утрачено, восстанавливали.

«И сам храм, и иконостас воссоздали в тех же материалах, тех же техниках, которые были в XVIII веке», – рассказала хранитель музейных предметов сектора «Большой Меншиковский дворец» филиала «Ораниенбаум» Ирина Федотова.

На свои места вернулись 13 живописных образов иконостаса, в том числе запрестольный. Завершена работа по воссозданию всех четырех ярусов живописи, украшающей стены павильона. Здесь работали художники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. 

«В настоящее время в одном интерьере сосуществуют подлинная отделка второй половины XVIII века и образцы первоклассной современной реставрации в лучших традициях ленинградской школы», – сообщили в ГМЗ «Петергоф».

Во втором павильоне, в Теплой церкви, сотрудники музея собрали немногочисленные сохранившиеся предметы церковного обихода: три уникальные иконы, части лампад, металлические складни и кресты. Здесь же – немногочисленные свидетельства из жизни владельцев дворца, которые сотрудники музея собирали буквально по крупицам. 


СКАЗАНО 

«Церковный павильон Большого Меншиковского дворца немало пережил в XX веке: в 30-е годы помещение отдали под нужды Балтийского флота, иконостас XVIII века был демонтирован и утрачен. Реставрационные работы длились почти 10 лет. Сейчас немногочисленные сохранившиеся экспонаты отреставрированы и возвращены на свои места, воссозданы все четыре яруса живописи, некогда украшавшей стены павильона», – отметил Александр Ерофеев, начальник управления спонсорства и клиентских мероприятий – вице-президент банка ВТБ.

Закрыть