Президентский «Кортеж» стартовал в петербургском Политехе
На Московском международном автомобильном салоне, который стартует сегодня, публике представят семейство автомобилей, созданных в рамках проекта «Кортеж» и известных под брендом Aurus. Их разработчиками стали петербургские инженеры.
Проект «Кортеж» запустили в 2013 году. Его головным исполнителем стал Государственный научный центр ФГУП «НАМИ». Но путь команды Алексея Боровкова, проректора по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и созданной им группы компаний CompMechLab к работе над проектированием президентского лимузина оказался не меньше 30 лет.
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ
В попытке найти свой ответ, как догнать и перегнать мировых лидеров автопрома, с конца 1980-х гг. команде Боровкова пришлось пройти через многое – масштабную аналитическую работу, смену коллектива, тупики и ошибки, использование лучшего заграничного опыта. «Имеющиеся у нас сегодня компетенции мы формировали постепенно, на протяжении 10 лет, в ходе выполнения различных проектов в интересах западных автопроизводителей – мировых лидеров автопрома: BMW Group, Tesla, LG Electronics, Porsche. В проекте «Кортеж» мы впервые применили эти технологии в России», – говорит Алексей Боровков.
К тому, чтобы включить инженеров петербургского Политеха в число разработчиков автомобилей проекта «Кортеж», руководителей отрасли подтолкнуло мировое экспертное сообщество.
«Мы узнали о возможностях Политеха от иностранцев – в одном из проектов участвует Porsche Engineering, – рассказал журналистам глава Минпромторга России Денис Мантуров. – И они нам сказали: у вас уже есть чемпион, нужно максимально использовать его в проекте «Кортеж».
Западные коллеги знали о компетенциях петербуржцев не только по совместным проектам. Алексей Боровков на форуме в Давосе на салфетках рисовал путь, по которому движется к успеху CompMechLab.
«Я назвал это тогда двойным прыжком лягушки», – вспоминает он. Первым прыжком нужно достичь лучших мировых образцов, вторым – наращивать отрыв. Испытания седана из семейства «Кортеж» проходили в Германии на глазах самых искушенных международных экспертов автопрома. «Автомобиль с первой попытки получил высший балл по пассивной безопасности, что для принципиально нового автомобиля – большая редкость даже для мировых лидеров», – подчеркивает Алексей Боровков.
ИЗ ЛЕНИНГРАДА
Впервые задачу создать лимузин для первых лиц страны перед советскими инженерами поставили в 1931 году.
«В 1933 году в Ленинграде изготовили серию из семи машин Л-1. Прототипом для нее послужил американский автомобиль Buick-32-90», – рассказывает исследователь истории отечественного автопрома руководитель реставрационной мастерской «Симонов-моторс» Сергей Симонов. Партию произвели на заводе «Красный путиловец» (ныне – Кировский завод). Шесть машин прошли заводские испытания, седьмая – нет. «Один из автомобилей использовали на параде 1 мая 1933 г. в Ленинграде», – вспоминает Сергей Симонов.
Историки предполагают, что первым и единственным пассажиром этого авто был Сергей Киров. Та первая разработка в большую серию не пошла, было много недостатков. Их пытались устранить на Заводе им. Сталина (ЗиС, затем ЗиЛ – Завод им. Лихачева). Все последующие лимузины для первых лиц Советского Союза создавались именно на этом предприятии.
С 1936-го по 1991 г. было создано шесть правительственных лимузинов. Сведений о том, что Сталин когда-либо пользовался отечественным лимузином, нет. «ЗиЛ-111» использовал Никита Хрущев, «ЗиЛ-114» – Леонид Брежнев, «ЗиЛ-4104» – Юрий Андропов, Константин Черненко и Михаил Горбачев, «ЗиЛ-41047» – Борис Ельцин», – уточняет Сергей Симонов.
Каждая новая модель правительственного лимузина разрабатывалась по 2-3 года. Прообразом для «ЗиС-101» послужил Buick, для «ЗиС-110» – Packard. Четыре лимузина – «ЗиЛ-111», «ЗиЛ-114», «ЗиЛ-4104» и «ЗиЛ-41047» с модификациями были созданы с нуля. «В гараже особого назначения всегда было несколько автомобилей одной модификации», – говорит Сергей Симонов. По словам историка, эксплуатация отечественных лимузинов не прерывалась, хотя с 1991-го по 2018 г. лидеры страны предпочитали «Мерседес». Одна из машин последней модификации правительственного лимузина советских времен используется и сейчас.
Парад на Красной площади 9 мая 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу принимал на кабриолете – обновленной версии, относящейся к семейству «ЗиЛ-41047». Механосборочный цех №6 АМОЗИЛ – единственный на сегодня работающий цех Завода им. Лихачева, где выпускались все советские правительственные лимузины. Производство сменило форму собственности, став частным.
В его названии АМОЗИЛ переплетена вся история предприятия: аббревиатура АМО напоминает о пионерах отечественного автопрома – банкирах Сергее и Степане Рябушинских. В 1916 г. они основали Товарищество Московского автомобильного завода (АМО), где планировалось производить грузовики по лицензии американской компании Whit. Аббревиатура ЗИЛ сейчас расшифровывается уже как Завод индивидуальных лимузинов.
«Лимузин, на каких ездили руководители СССР, сегодня может заказать любой желающий, в том числе бронированную версию», – говорит Сергей Симонов.
Детали корпусов советских правительственных лимузинов выбивали вручную по деревянной модели из листа металла, это касается и экземпляра 2010 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Историческим моментом для проекта «Кортеж» стала инаугурация президента 7 мая 2018 года. От Первого корпуса Кремля до Большого Кремлевского дворца всего несколько сотен метров. Президентский лимузин Aurus, созданный в рамках проекта «Кортеж», преодолел их за несколько секунд, но этого хватило, чтобы все российские и иностранные СМИ сообщили о новой странице отечественного автомобилестроения.
По Эдварду Кеннеди, Россия в тот момент замкнула круг престижа государства, добавив к успешной работе в космосе и весомым спортивным достижениям лимузин для главы государства. Для автомобилей марки Aurus (расшифровывается как «русское золото») планируется не только роль авто для первых лиц. По прогнозу Минпромторга России, продажи седана и лимузина на российском и международном рынках стартуют уже в первом квартале 2019 года.
А опыт первой в России цифровой фабрики, первым продуктом которой стали автомобили проекта «Кортеж», уже активно тиражируется промышленностью. В консорциум «Новые производственные технологии», созданный в Политехническом университете в 2017 году с целью тиражирования опыта создания цифровых фабрик, вошли 16 университетов, ГК «Ростех», а всего более 50 организаций. Это значит, что проект «Кортеж» фактически стал рычагом развития производственных технологий в разных областях промышленности.