Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Царском Селе после 30-летнего перерыва запустили Мраморный фонтан

Также тут объявили о завершении работ по воссозданию лазуритовых порталов для знаменитого Лионского зала.

Сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» произошло сразу два знаменательных события. Во-первых, здесь объявили о завершении работ по воссозданию лазуритовых порталов для знаменитого Лионского зала. Во-вторых, запустили отреставрированный Мраморный фонтан, который не работал 30 лет.

Лионский зал – одно из самых известных и красивых детищ архитектора Чарльза Камерона. Стены зала были обиты золотистым лионским шелком с изображением фазанов, павлинов, лебедей в сложном переплетении гирлянд и ветвей.

На этом фоне лазуритовый декор зала, изначально входившего в число личных апартаментов Екатерины II, выглядел особенно красиво. Он состоял из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и обрамления дверей. Всего, как свидетельствуют архивные документы, на изготовление лазуритовой отделки глубокого синего цвета было израсходовано более 92 пудов камня. 

Вся эта красота не раз подвергалась переделкам. А в годы Великой Отечественной войны лазуритовая отделка стен была уничтожена полностью. Как вспоминали сотрудники музея, пришедшие сюда вскоре после освобождения, здесь оставались лишь стены без перекрытий и кусочки обуглившегося лазурита под ногами.

По словам заместителя директора по реставрации ГМЗ «Царское Село» Натальи Кудрявцевой, музей долго не мог подступиться к восстановлению этого интерьера. И хотя многое благодаря музейным сотрудникам удалось сохранить (например, в эвакуацию успели вывезти лазуритовый гарнитур, люстру), однако лионский шелк и афганский лазурит были для музея слишком дорогими материалами. А прибегать к использованию аналогов реставраторам не хотелось. Помогли благотворители.

Как уточнил Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской, которая возродила к жизни знаменитую Янтарную комнату, а сейчас занимается восстановлением лазуритового шедевра, из убранства зала сохранилось всего 25 предметов, выполненных с использованием этого камня. Поэтому работа по возрождению этого замечательного зала была долгой, кропотливой и отнюдь не дешевой. Ведь в процессе реставрации были использованы, как и задумывал некогда архитектор, афганский лазурит и лионский шелк, первые 12 метров которого нынешней весной поступили от преемницы той лионской фабрики, которая изготовляла его еще для императора.

«Меня часто спрашивают: что было самым сложным в нашей работе? Самым сложным было сохранить мастерскую, технологии и, главное, специалистов, ведь молодые пока к этой работе не готовы. А наши реставраторы, средний возраст которых уже за 60 лет, прожили в мастерской всю жизнь. Они познавали свое дело через любовь», – сказал Борис Игдалов. 

Два лазуритовых портала уже установлены на свои исторические места, работа над последним будет завершена в ближайшее время. Кроме того, восстановлены бронзовые золоченые накладные детали. Только лазурита для каменного декора Лионского зала требуется 3,5 тонны.

А вот паркету из камероновского интерьера повезло больше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывезли его в Германию. Обнаружить уникальное покрытие из 12 пород дерева, покрытое перламутром, удалось только в 1947 году в Берлине. Сейчас два паркетных щита выставлены в зале Екатерининского дворца, остальные находятся в фондах. 

«Сегодня завершаются работы по воссозданию лазуритовых порталов, они украшают двери знаменитого интерьера. Мы планируем открыть зал для посетителей к началу следующего сезона, интерьер будет готов на 80%», – сказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. 

По ее мнению, Лионский зал Екатерининского дворца станет одним из самых красивых и притягательных для посетителей объектов. 

«Я уверена, что когда Лионский зал будет воссоздан, то составит конкуренцию Янтарной комнате по эксклюзивности отделки, совершенству форм и архитектурных приемов, которые здесь применены. Мы давно мечтали вернуть прежний вид интерьеру, который был разрушен в годы Великой Отечественной войны», – отметила директор. 

Она же провозгласила открытие в Собственном садике Мраморного фонтана – единственного большого фонтана на территории музея-заповедника. 

Сооруженный в 1866 году по проекту архитектора Александра Видова и скульптора Грациозо Ботта, он представляет собой восьмиугольный бассейн с вазами-кашпо на углах и большой чашей в центре. Интересно, что изготовлен он был на Петергофской гранильной фабрике. А вот мрамор был использован каррарский.

Перед запуском Мраморного фонтана Ольга Таратынова рассказала, что работа по реставрации этого памятника, которой также занималась Царскосельская янтарная мастерская, была непростой. Нужно было провести гидроизоляцию чаши, отреставрировать элементы, выполненные из каррарского мрамора, очистить его и восполнить нанесенные безжалостным временем утраты и сколы. А чтобы этот проект не влетел в копеечку, воду для фонтана будут подавать по принципу замкнутого цикла. И теперь молчавший до этого 30 лет Мраморный фонтан будет радовать всех гостей ГМЗ «Царское Село».

Закрыть