Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Конец трилогии: «Гоголь. Страшная месть»

В российский прокат выходит заключительная часть трилогии режиссера Егора Баранова, в которой персонажи и истории бессмертных произведениях Николая Васильевича Гоголя получили весьма необычные возможности и способности. «Начни с финала», – об этом твердит слоган картины. Тут нет скрытой хитрости или подлога. «Страшная месть» - это лучшая часть всей саги о приключениях именитого писателя в хуторе близ Диканьки и его сражении с Черным всадником.

В российский прокат выходит заключительная часть трилогии режиссера Егора Баранова, в которой персонажи и истории бессмертных произведений Николая Васильевича Гоголя получили весьма необычные возможности и способности. «Начни с финала», – об этом твердит слоган картины. Тут нет скрытой хитрости или подлога. «Страшная месть» – это лучшая часть всей саги о приключениях именитого писателя в хуторе близ Диканьки и его сражении с Черным всадником.

«Петербургский дневник» фильм посмотрел и советует его к просмотру только истинным фанатам первых двух частей.

Похороны не удались

«Страшная месть» начинается бойко. Николай Васильевич, как мы помним из второй части, не выдержал сражения с грозным Вием и потерял сознание. Теперь, пусть и не всем селом, его собираются хоронить. Гоголя кладут в гроб, сколоченный из гнилых досок, и наспех засыпают землей. Что происходит дальше? Гоголь воскресает и готов к дальнейшей битве с главным антагонистом фильма – Черным всадником.

Но не тут-то было: разъяренные его внезапным оживлением казаки решают писателя сжечь, а затем и повесить. Впрочем, как не сложно догадаться, никакие злоключения убить Николая (он же Александр Петров) не могут. Магия, чудеса или фокусы – без разницы, но Гоголь вновь в строю, и самое главное, что герой знает (по его словам) личность злодея, но вот только развязка «Страшной мести» не могла прийти в голову ни одному даже самому вдумчивому зрителю.

Тема воскрешения героев, не так важно – второстепенных или основных, становится главной для конца трилогии. Баранов умело манипулирует этими внезапными возвращениями для кульминации шоу. По-другому назвать «Гоголя» сложно. Ведь за тремя полнометражными фильмами выйдет 8-серийный сериал, в котором обещают показать все то, что не попало на большие экраны. Оставшийся материал, как ни странно, может показаться даже интереснее уже появившегося, ведь «Гоголь» – это, как стало понятно после «Страшной мести», один из самых продвинутых и самокритичных проектов современного российского кино.

Меньшиков – герой или злодей

Большим спойлером для поклонников «Гоголя» не станет возвращение в проект Олега Меньшикова, который практически бесподобно сыграл начальника Гоголя – столичного следователя Якова Петровича Гуро. Меньшиков смог объединить в этом образе Шерлока Холмса и Эраста Фандорина, ловкость с эрудицией и храбрость с хитростью. Однако даже для Гуро Баранов преподнес дополнительную мотивацию ко всей истории. Впрочем, дальше лучше не распространяться. Скажем только, что развитие персонажа Меньшикова может стать подспорьем к еще одному проекту студии «Среда» Александра Цекало, которому следует сказать отдельное спасибо за идею проекта.

К концу трилогии блестяще раскрывается персонаж Евгения Стычкина – начальник местной полиции Бинх. Его Баранов начал показывать публике еще во второй части, но самое интересное постановщик и сценаристы приберегли на финал. Теперь Бинх не просто несведущий в мистических делах чиновник – он настоящий герой, резво махающий саблей в борьбе с Всадником.

Если в целом, то развязка «Гоголя» становится не просто мистической вакханалией, придуманной или воспаленным сознанием, или гениальным шутником. «Страшная месть» – это воистину супергеройское кино, в котором своя роль отводится и вечно пьяному врачу Бомгарту (Ян Цапник), и кузнецу Вакуле (Сергей Бадюк), и даже его совсем еще юной дочурке Василине (Марта Тимофеева).

При всем потенциале других персонажей решающую роль играет именно Гуро, который из героя резко становится злодеем, а потом готов вновь переметнуться на сторону «хороших парней» в схватке с Всадником.

Ирония – лучшее оружие

«Страшная месть» стала настоящим полем для экспериментов самого Баранова, а также сценаристов, операторов, продюсеров и остальной части съемочной группы. Из первых двух фильмов понятно, что команда этих киношников тяготеет к стыку жанров детектива и ужастика, выводя из него среднестатистический триллер. При этом Баранов не стесняется заимствовать образы и сцены из более известных фильмов, даже голливудских.

Черный всадник одним напоминает назгулов из «Властелина колец», другим – Всадника без головы из «Сонной лощины» недавнего именинника Тима Бертона, а сама атмосфера непроходимых болот, мистических лесов, заброшенных храмов и прочих важных для сюжета элементов может сразу стать отсылкой к десяткам западных, да и отечественных фильмов, созданных за большие деньги.

«Страшная месть» исключением не стала. Картина «Погребенный заживо» проявляется в самом начале, тут же проскакивают и вороны, которые кружатся не над Москвой, как в «Ночном дозоре», а в лесу над ведьмой, тут есть и «Время ведьм», и тот же «Властелин колец», и даже «Линкольн – охотник на вампиров» и «Братья Гримм». Причем из всех вышеперечисленных картин Баранов старается взять самые клишированные и неоднократно ругаемые вещи. Даже финальное сражение в особняке Данишевского становится образцом бразильской мыльной оперы, когда на сцене появляются все новые и новые персонажи.

Это мы сейчас не ругаем «Гоголя» и Баранова, не подумайте. Наоборот, мы хвалим иронию, с которой съемки превратились в умелое подчеркивание лишнего и странного из мира «их» и «нашего» кино. Сама задумка «Гоголя» смотрелась спорно и множество раз критиковалась именитыми отечественными критиками, которые теперь должны увидеть в «Страшной мести» вендетту для них самих: мол, искали только плохое, а теперь это замешалось в такой ядреный коктейль, что сразу стало хорошо.

Последний – не значит худший

Когда в фильме «Гоголь. Вий» не стало Гуро, когда харизма и таланты Меньшикова пропали с экранов, проект сразу стал выглядеть слишком мрачно и явно терять в плане развлечения. Постоянные видения и обмороки Петрова не могли спасти уже разогнавшегося после первой части «Гоголя», а теперь все вернулось на круги своя.
   
В третьей части Гоголь из участника процесса охоты за Всадником по чуть-чуть превращается в стороннего свидетеля происходящего. Вариант не лучший, но допустимый, ведь героев в проекте к финалу стало чересчур много.

Баранов чуть позже объясняет нам, почему Гоголь столь отреченно взирает на битву добра со злом. Писатель просто копит впечатления для своего легендарного сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», но даже после завершения книги автора «Носа» и «Мертвых душ» продолжают преследовать демоны, вампиры и прочая нечисть. Благо, что рядом с Гоголем оказались еще несколько известнейших писателей, которых мы называть не будем. Вместе эта троица должна стать новыми борцами с мировым злом и заговорами «в верхах».

Признаться, подобное развитие сюжета даже не снилось Тимуру Бекмамбетову, Тиму Бертону, Питеру Джексону и многим другим популярным продюсерам и режиссерам современности. «Страшная месть» – отличный итоговый продукт талантливых и в меру безумных людей, которые не побоялись подшутить над классикой и, как кажется, много раз услышали в свой адрес крылатую фразу «книга лучше!». Да, она и правда лучше, но кино не о книге, а о самом Гоголе, которого мы лично не знали и многое нафантазировали.

«Гоголь. Страшная месть» в кино с 30 августа 

Закрыть