Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Музыка Андрея Петрова прозвучит над Невой

В эту ночь в 01:10 на проекте «Поющие мосты» начинается неделя музыки Андрея Петрова, традиционно приуроченная ко дню его рождения. Дочь композитора Ольга Петрова рассказала «Петербургскому дневнику», чем, по ее мнению, уникален проект «Поющие мосты», а также о творческом пути и интересных моментах из жизни Андрея Петрова.

В эту ночь в 1:10 на проекте «Поющие мосты» начинается неделя музыки Андрея Петрова, традиционно приуроченная ко дню его рождения. Дочь композитора Ольга Петрова рассказала «Петербургскому дневнику», чем, по ее мнению, уникален проект «Поющие мосты», а также о творческом пути и интересных моментах из жизни Андрея Петрова.

– Ольга Андреевна, как и почему вы решили участвовать в проекте «Поющие мосты»?

– На мой взгляд, это уникальный проект. Подобных ему в городе нет и не было. Преклоняюсь перед теми, кому пришла в голову эта блестящая идея. Помню, как 2 года назад, когда проект только запустился, мне позвонили и предложили совместно организовать заключительную неделю «Поющих мостов», во время которой будет звучать музыка Андрея Петрова. Неделя, приуроченная ко дню его рождения. (Андрей Петров родился 2 сентября 1930 года. – Ред.). На тот момент в рамках проекта уже звучала музыка русских классиков, поэтому первым делом я поехала посмотреть, как все это выглядит. Послушала сначала с берега Васильевского острова, потом со стороны Адмиралтейства. Впечатление – потрясающее! Один только вид города с разводящимися мостами может свести с ума, но когда это зрелище сопровождается еще и звучанием симфонического оркестра, это явление наивысшей красоты!

– И вскоре началась работа над будущим плей-листом…

– Вместе с Николаем Марковичем Радецким, музыкальным куратором проекта «Поющие мосты», мы начали обдумывать, какие произведения папы можно взять в работу. Мне с самого начала очень импонировало то, что на проекте звучит только живой оркестр – хоть и в записи, но живой, не синтетический, что звучит только инструментальная музыка, никаких песен со словами. Надо было выбрать фрагменты музыки, которые бы сочеталась с видом города и мостов, которые можно было бы в случае необходимости порезать и смонтировать.

Мы довольно единодушно отобрали ту музыку, которая подходит по этим параметрам, а вот относительно последовательности фрагментов у нас были некоторые разногласия. Поэтому мы решили записать два плей-листа и чередовать их звучание. Один вариант сделал Николай Маркович, а другой – мы с моим сыном. Кажется, оба получились удачными и достойными. Я приходила послушать вместе с мамой, тетей, детьми, внуками, не раз приводила друзей. У всех комок в горле. Я уверена, что папа был бы счастлив, если бы побывал и услышал…

– Расскажите о Фонде Андрея Петрова: когда он открылся и как сейчас развивается?

– Фондом мы руководим вместе с моей мамой Наталией Петровой вот уже больше 10 лет. У нас несколько направлений основной деятельности. Мы приводим в порядок архив: оцифровываем фотографии, программки концертов и спектаклей, афиши, статьи, немногие сохранившиеся рукописи – в общем, весь архив. К сожалению, черновиков почти не осталось, потому что папа все уничтожал. Андрей Павлович не считал нужным их хранить. Зато сохранилось много старых программок, афиш, статей в музыкальных журналах, которых раньше было намного больше, чем сейчас.

Вместе с издательством «Композитор. Санкт-Петербург» готовим печать полного собрания сочинений Андрея Петрова. Уже вышло пять томов, сейчас готовится шестой. Всего планируем издать 20 томов. Кроме того, мы проводим Всероссийский конкурс композиторов, в котором, к слову, могут участвовать авторы без возрастных или географических ограничений, поэтому его можно даже назвать международным. Конкурс проходит в двух номинациях: «Симфоническая музыка» и «Эстрадная песня или романс», которые регулярно чередуются. В этом году состоится уже 12-й конкурс! В июле закончился второй тур, а 15 октября в Большом зале Филармонии пройдет заключительный третий тур, где шесть сочинений, прошедших в финал, прозвучат в исполнении Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Шесть отобранных композиторов исполнят перед жюри свои произведения под аккомпанемент оркестра.

В жюри у нас очень достойные, талантливые и высокопрофессиональные люди, часто с диаметрально противоположными взглядами. Всегда интересно, когда подводятся итоги второго тура, всегда очень интересно проходит обсуждение в финале… Всегда бурные дискуссии и обмен мнениями – у каждого свой взгляд, но в конце концов всем удается прийти к общему знаменателю. Кстати, прийти послушать сможет любой желающий – вход абсолютно свободный.

– Еще ведь есть проект «Петербург Андрея Петрова»…

– Да, это концерт, который мы организуем и проводим в БКЗ «Октябрьский» ко дню рождения города. Четыре года назад, после первого такого концерта, губернатор поддержал наше предложение сделать концерт музыки Андрея Петрова ежегодным подарком ко Дню города Санкт-Петербурга. В этом году он прошел уже в четвертый раз, но с таким названием – во второй. Сначала это был концерт «Киношлягеры Андрея Петрова» (это был первый концерт, приуроченный не только ко Дню города, но и к 85-летию со дня рождения композитора). На следующий год проект носил название «Музыка. Кино. Андрей Петров». А в прошлом году возникла счастливая идея назвать концерт «Петербург Андрея Петрова», тем самым обозначив связь композитора с городом. Думаю, что теперь это название закрепится.

Каждый год мы придумываем новую программу, продумываем художественную и визуальную идею. И не повторяемся! В прошлом году была историческая ретроспектива: от Петра I и до наших дней. В этом году основная идея концерта – времена года. Слава богу, музыки и песен много, всегда есть от чего отталкиваться.

– Как думаете, участие в проекте «Поющие мосты» повлияло на развитие фонда?

– Думаю, что какая-то часть людей открыли для себя творчество Андрея Павловича. В любом случае его музыка звучит на «Поющих мостах», где всегда довольно много народа. Кроме того, столько информации о концертах, встречах, посвященных творчеству папы, трудно не заметить.

– В этом году неделя музыки Андрея Петрова будет чем-нибудь отличаться от прошлых лет?

– Мы мечтали сделать закрытие недели и проекта в целом под звучание живого оркестра. Но пока, к сожалению, не удалось осуществить эту идею. Поэтому музыка будет звучать в записи. Но как только проект завершится, мы сразу начнем готовиться к неделе музыки папы в следующем году. И надеюсь, нам удастся осуществить задуманное. Понятно, что под звуки живого оркестра у слушателя создается совсем иное впечатление.

О ДОБРОМ И ТАЛАНТЛИВОМ ПАПЕ

– Андрей Павлович с детства увлекался литературой, написал несколько рассказов и даже повесть. Получается, музыка была второстепенным увлечением композитора?

– Думаю, в отрочестве да, хотя параллельно он учился играть на скрипке. Большое влияние на него оказала эвакуация в Сибирь во время Великой Отечественной войны. Туда он уехал вместе с мамой и сестрой. В городе Ленинск-Кузнецк, куда их отправили, была хорошая библиотека, в которой он в буквальном смысле жил. Папа перечитал всю литературу, которая там была. Сейчас не вспомню точно, но вроде бы у него в эвакуации был педагог по скрипке, но на первом месте все равно оставались книги. Одновременно он писал рассказы, к которым сам же рисовал иллюстрации. А в 12-13 лет работал над повестью о фашистах, героях, предательстве, победе… Конечно, на него очень сильно повлияла обстановка: война, эвакуация. Его папа тогда был на фронте, от него письма приходили, он до Берлина дошел.

– Почему же Андрей Павлович решил отдать предпочтение музыкe?

– Переломный момент произошел, когда папа вернулся в Ленинград и посмотрел фильм про жизнь композитора Иоганна Штрауса «Большой вальс». После пережитого голода, эвакуации, ненависти, смерти было очень тяжело… Он увидел этот фильм и подумал, что все композиторы живут так счастливо: ездят с красивыми барышнями на каретах, как только птицы им что-то напоют, у них сразу же рождается мелодия… После просмотра он и решил стать композитором, чтобы жить такой же легкой и красивой жизнью. В 1945 году он поступил в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Тогда из-за войны был недобор, поэтому его охотно взяли на обучение. Папа попал в класс к очень хорошему педагогу, Сергею Яковлевичу Вольфензону, и стал с ним заниматься композицией. После училища Андрей Павлович поступил в Ленинградскую консерваторию, которую успешно окончил в 1954 году.

– Как сложился творческий путь композитора после консерватории?

– У папы все начало складываться успешно еще во время учебы в самой консерватории. Ему заказали балет «Заветная яблонька», который поставили во Дворце культуры имени Горького. Он шел с огромным успехом, а папа ведь тогда еще был совсем молодым. Сразу после окончания консерватории он написал музыку к балету «Берег надежды». Его тогда поставили в Кировском театре (ныне Мариинский театр. – Ред.). Параллельно началась работа в кино. Первая дебютная картина в творчестве папы – художественный фильм «Мишель и мишутка» 1961 года. Это очень трогательная картина про цирковых медведей. Но настоящая слава пришла к Андрею Павловичу после кинокартины «Человек-амфибия»… Папа везде успевал: параллельно писал и симфоническую музыку, и оперы, и балеты, и музыку для кино.

–  Андрей Павлович сотрудничал с международными театрами или центрами?

– Совсем немного. Однажды его пригласили в театральный центр Юджина О’Нила в Америку. Этот центр – что-то вроде творческой лаборатории по созданию мюзиклов, и туда часто приглашают композиторов из разных стран. И у руководства возникла идея пригласить российского композитора. Позвали папу. Ему предоставили право выбрать тему будущего мюзикла. Он долго думал и в конце концов выбрал «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. Решил, что это произведение будет наиболее интересно американцам. С одной стороны, это Пушкин – классика русской литературы, ведь писать музыку по мотивам американской литературы было бы странно. С другой стороны, Пугачев, Екатерина II – все эти персонажи очень известны, а мотивы революции, предательства, любви – это вечные темы! И началась кропотливая работа. Американцы очень серьезно подходят к постановкам мюзиклов, у них не может быть такого варианта, что постановку отменят или что-то еще случится. Там в это вкладывают большие деньги, поэтому все делается с гарантией.

Поначалу работа захватывала, все было очень интересно, многое в новинку, но в какой-то момент (после 2-3 лет работы над мюзиклом) папе это надоело и он решил подключить меня. Я подключилась где-то на середине работы, сочинила несколько номеров, несколько сцен. Это получился наш совместный мюзикл, который поставили в итоге в Бостоне. Продюсеры мечтали о сцене на Бродвее, но к сожалению, не вышло. В Бостоне изначально было запланировано шесть спектаклей, и они прошли с грандиозным успехом. Затем мюзикл привезли в Россию, здесь показали только два спектакля. На этом все, к сожалению, закончилось. Я мечтаю, чтобы мюзикл вновь поставили где-нибудь в Петербурге. Я уже обращалась в Театр музыкальной комедии, они вроде бы заинтересовались, но пока нет средств на реализацию этой идеи.

– Это была ваша первая совместная работа с папой?

– Нет, самая первая – это сериал «Петербургские тайны». Один из первых в России сериалов, который показывали в начале 1990-х. Он сделан по мотивам романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Там снимались прекрасные актеры: Елена Яковлева, Наталья Гундарева, Николай Караченцев. В нем было много персонажей, много сюжетных линий, которые перекрещивались. Тогда мы с папой распределили – какую-то часть музыки писала я, какую-то папа, а вот «Вальс», который там звучит в самом начале каждой серии и по которому до сих пор узнают этот сериал, мы написали вместе. Нас часто спрашивали: «А кто из вас какую музыку написал к этому сериалу?» Мы отвечали: «Это еще одна петербургская тайна!» С папой вообще очень легко было работать. Он всегда был таким доброжелательным и деликатным.

– Как началось сотрудничество с крупными режиссерами?

– Есть две забавные истории знакомства – с Георгием Данелией и Эльдаром Рязановым.

Данелия вместе с папой работал над картиной «Путь к причалу». Конечно, режиссер не знал папу лично, их познакомила замечательный музыкальный редактор «Мосфильма» Раиса Александровна Лукина. Именно она посоветовала режиссеру поработать с Андреем Павловичем. Однажды она сказала Георгию Данелии: «Знаете, в Ленинграде есть один очень талантливый композитор…» В итоге папу пригласили в Москву. Данелия попросил его написать песню к будущему фильму. Андрей Павлович написал, но режиссеру она не понравилась. Папа сказал, что напишет еще одну. Написал, но она опять не понравилась режиссеру. В итоге было написано около 10 вариантов, режиссер остановился на «Песне о друге…», которая и вошла в фильм. А в то время сценарии к фильмам и музыку внимательно просматривала и прослушивала художественная комиссия… И вот члены комиссии сказали режиссеру, что песня в фильме какая-то не совсем советская… Данелия выкрутился из этой ситуации, сказав, что композитор использовал фольклор – мотив чукотской народной песни. Сказал он это не просто так: сюжет фильма разворачивается на севере. В общем, тогда в это легко поверили.

Другая забавная история произошла во время знакомства с Эльдаром Рязановым. Папу с режиссером вновь свела Раиса Лукина, предлагая его в качестве композитора в картине «Берегись автомобиля». Андрей Павлович вновь приехал на «Мосфильм», стал показывать Рязанову какие-то наброски, а тот стоял и морщился от этих звуков. Папа не очень хорошо играл на рояле… Режиссер сказал, что вообще не понимает, что папа играет, и стал задумываться, не поторопились ли с выбором композитора… Но Раиса Александровна все равно убеждала режиссера, что папа хороший композитор, просто роялем не владеет. И тогда Рязанова осенило: он попросил сыграть какую-нибудь известную мелодию, например песню из фильма «Я шагаю по Москве». И когда папа так же невразумительно сыграл знакомую Рязанову мелодию, Эльдар Александрович поверил, что папа действительно хороший композитор, просто не очень хорошо умеет играть на рояле. 

– Андрей Павлович бывал на съемочных площадках? 

– Только по необходимости. С актерами общался, особенно когда по сценарию они должны быть петь. Например, как в фильме «Служебный роман». Он всегда предпочитал, чтобы песни исполняли именно актеры, снимавшиеся в фильме, а не профессиональные певцы «со стороны». Помню, что папа рассказывал, как Андрей Мягков всячески сопротивлялся и отказывался петь, говорил, что не умеет и не хочет этого делать. Андрей Павлович его как мог уговаривал попробовать, уверял, что у него получится. И в общем-то у него получилось. Прекрасно получилось.

–  Над чем композитор работал последние годы жизни?

– Продолжал писать симфоническую музыку и музыку для кино. Последний фильм с Рязановым – «Ключ от спальни». Потом было еще два: «Столыпин. Невыученные уроки» и «Небесная жизнь». А вот последнее симфоническое сочинение пророчески называлось «Прощание с…».

Справка:

Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Окончил Ленинградское музыкальное училище имени Н. Римского-Корсакова (1945-1949), а затем Ленинградскую консерваторию по классу композиции (1949-1954). С 1955 года – член Союза композиторов СССР (с 1965 года – секретарь правления СК РСФСР и СК СССР). Долгие годы был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1964-2006). Был инициатором и бессменным генеральным директором международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна». Скончался 15 февраля 2006 года. Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга в музее-некрополе «Литераторские мостки».

Закрыть