Три штаба для победы в «гибридной войне»
Ну что, ждем? 22 августа должна вступить в силу первая, «более легкая», волна санкций со стороны США по отношению к России. Во всяком случае, об этом 8 августа торжественно сообщила пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Науэрт.
Пакет «легких мер» запретит выдачу лицензий на экспорт в Россию товаров, имеющих отношение к национальной безопасности. Эти санкции, вероятно, не нанесут большого ущерба, поскольку пересекаются с уже действующими, в частности с запретом на экспорт в Россию оружия.
Вторая волна вступит в силу 3 месяца спустя, «…если Москва не предоставит убедительных доказательств того, что не будет в будущем использовать химическое оружие». В рамках этого санкционного пакета США должны будут понизить уровень дипломатических отношений с Россией, почти полностью прекратить с ней торговлю и (как вариант) запретить «Аэрофлоту» летать в США.
С точки зрения разума здесь сложно что-то комментировать: американцы сами постоянно подчеркивают, что ни в какие аргументы России не верят и «верить не собираются». Гайки закручивают все туже…
Тут еще не так давно мой любимец сенатор Линдси Грэм (я считаю его не вполне, э-ммм, психически адекватным) вместе с коллегами Робертом Менендесом, Кори Гарднером и Беном Кардиным внес в Сенат США «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» (DASKAA). Там целых 100 страниц «умных мыслей», но я выделю пару новых идей. Как обычно, all about money – в общем, бьются законодатели за «бабки» на борьбу с Россией.
Итак. Первое – в Белом доме должен быть создан санкционный офис, который будет координировать действия США по антироссийским санкциям с европейскими странами. Понимаете? Рабочие места, бюджет, статус – в общем, «все дела». Второе: законопроект (Раздел 704) предлагает создать еще одну структуру – национальный объединенный центр для ответа на гибридные угрозы. В его задачи будет входить борьба с попытками «злокозненного влияния России» в мире и в США. С 2020 года авторы законопроекта предлагают государствам, которые «уязвимы для российского воздействия», открыть доступ к бюджетному фонду США в размере 250 миллионов долларов.
По-моему, чудесно: еще одна организация, причем однозначно ее расходы будут засекречены («чтобы хакеры не узнали»). В следующем году она будет «вставать на ноги», а потом, как я уже указал выше, грядет серьезный «распил». Мы же взрослые люди, все понимаем: одна из самых «уязвимых» у нас Украина, и там точно найдется немало желающих совместно с американцами «освоить» десятки миллионов долларов на «защиту от гибридных угроз».
Почему я иронизирую? Потому что в том же законопроекте есть и определение этих самых угроз с нашей стороны: это «дезинформация и пропаганда с помощью традиционных медиа и социальных сетей». А теперь представьте, сколько можно списать денег на борьбу со всем этим! Одних круглых столов и форумов провести, между прочим…
И это еще не все. В рамках борьбы с киберпреступностью законодатели рекомендуют… ну конечно же, создать при Госдепартаменте «офис по вопросам киберпространства и цифровой экономики», руководить которым будет человек в ранге посла.
Да, я просто люблю эту страну и этих людей! Смотрите и учитесь, как надо создавать рабочие места. То есть с «гибридными угрозами» будут бороться в одном месте, а «координировать вопросы киберпространства» – в другом. И, конечно, продолжать бороться с дезинформацией.
Правда, есть важное «но». Раздел 710 упомянутого мною выше «Акта...» (DASKAA) гласит, что «Конгресс считает, что технологические компании, в частности социальные сети, несут ответственность за то, чтобы их платформы были свободны от дезинформации, распространяемой правительством России и других государств». В переводе: все, что пишут русские в «Фейсбуке» и «Твиттере», должно тщательно проверяться. И если это будет расходиться с «официально утвержденной позицией власти», нещадно удаляться.
Цензура? «Нет, не слышали!» Кстати, каждый раз в США, когда я спорю об этом с американскими коллегами-журналистами, ответ всегда один: при чем тут мы или власть? Это все «политика частных компаний – самих социальных сетей». Конечно-конечно, просто они ведь читают то, что «Конгресс считает...». А конгрессмены – равно как и значительная часть американской элиты, считают, что любые новости, которые наши СМИ (или «люди из России») рассказывают про США, могут использоваться против них и считаться вмешательством.
К сожалению, не шутка. Но об этом – в следующий раз.
Александр МАЛЬКЕВИЧ
Руководитель информационного агентства USA Really.
Первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Российской Федерации.