Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Чудо на Неве: 55 лет назад пассажирский авиалайнер Ту-124 совершил аварийную посадку в Ленинграде

Ровно 55 лет назад, 21 августа 1963 года, пассажирский авиалайнер Ту-124 совершил аварийную посадку на Неву, которая стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолета.

Ровно 55 лет назад, 21 августа 1963 года, пассажирский авиалайнер Ту-124 совершил аварийную посадку на Неву. Она стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолета.

В тот день на борт лайнера поднялись 44 пассажира и шесть членов экипажа. Предстоял обычный рейс Таллин – Москва, выполнить который должны были опытные летчики 200-го летного отряда Внуковского объединенного авиаотряда: командир Виктор Мостовой, второй пилот Василий Чеченев.

Аэродром Таллина оказался окутан туманом, что, впрочем, не мешало удачному взлету. В 8:55 борт вышел на рейс. Еще никто не подозревает, что отсчет уже начался…

Роковая поломка 

Спустя несколько минут полета выяснилось, что стойка переднего шасси сложилась не полностью. Пилоты понимают, что посадка без переднего шасси почти наверняка закончится катастрофой, самолет запросто может клюнуть носом, так что придется сажать на брюхо. Связавшись с диспетчером и описав ситуацию, экипаж стал готовиться к аварийной посадке. Возвратиться в аэропорт Таллина не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и сажать машину там.

Аварийную посадку планировали провести на специальной вспаханной грунтовой полосе, чтобы избежать вероятности возникновения пожара. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, чтобы принять аварийный борт. В кратчайшие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.

«При посадке на брюхо не избежать искры, а это значит, будет пожар. В таких ситуациях самолет сажают на покрытую пеной полосу или грунтовку. Вы даже не представляете, что такое посадить на грунт многотонный лайнер. Это 50 на 50. Самолет может попросту развалиться при ударе о землю, – делится информацией Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, летчик-испытатель. – У этого самолета еще и двигатели располагались "под мышками" – прямо у фюзеляжа. Пожар в двигателе может привести к взрыву, а там огромное количество крутящих деталей, то есть при взрыве осколки изрешетят пассажирский салон не хуже гранаты Ф-1».

Между тем бортмеханик пробивает в полу кабины дыру, пытаясь добраться до поврежденного шасси. Металлической стойкой от буфета он старался расклинить механизм, но все усилия были тщетны.

К 11 утра в аэропорту Пулково все было готово для аварийной посадки. Борт попросили пролететь над полосой, чтобы оценить неполадку.

«Самолет прошел на минимальной высоте. Худшие опасения подтвердились: убраны только основные шасси, передняя стойка зависла в полуоткрытом состоянии», – вспоминает Владимир Король, в 1963 году работавший техником в Пулково.

Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал кружить по границе города на высоте примерно 500 метров. Тем временем стюардессы разносили прохладительные напитки, улыбались пассажирам, чтобы успокоить их, и незаметно переносили груз из переднего багажника, чтобы максимально облегчить нос воздушного судна.

Самолет сделал несколько несколько кругов, когда внезапно заглохла левая турбина. Учитывая критическую ситуацию, центр полетов приказал экипажу уходить с круга и идти на аэродром над городом максимально коротким путем. Самолет с трудом идет над Ленинградом на одном двигателе. В небе над Смольным внезапно наступает страшная тишина – заглохла вторая турбина.

Фото: «Петербургский дневник»

Яркие впечатления

Петербуржец Юрий Туйск рассказал о событиях, которым он стал свидетелем 21 августа 1963 года: «Был солнечный августовский день. Я спокойно пил чай, когда услышал нарастающий гул авиационных моторов, задрожали все стекла. Через несколько секунд над домом с воем прошел Ил-14. По комнате мелькнула крылатая тень, рев оглушал. Это сильно озадачило меня, ведь любой, даже мало знакомый с авиацией, человек понимает, что так низко над городом самолеты обычно не летают. Он пролетел на высоте не более полусотни метров. Подхожу к окну и вижу, что он заходит на круг, потом снова, после третьего захода набрал высоту и ушел в сторону аэродрома. Я задался вопросом: что могло произойти? Возможно, снимают кино или у самолета какая-то неисправность. Интуиция подсказывала, что если я выйду на улицу, то найду ответ на свои вопросы. Моя квартира была на углу проспекта Шаумяна и Гранитной улицы. Когда вышел, увидел группки людей, бежавших к Неве. Подумал, что что-то случилось с Ил-14, который кружил над городом. Каково же было мое изумление, когда вместо небольшого Ил-14 я увидел на реке огромный пассажирский лайнер, плавающий, словно утка». 

Все решали секунды 

Лайнер стал быстро терять высоту, под угрозой оказались не только пассажиры самолета, но и все, кто был внизу. Словно бомба замедленного действия, тяжелый самолет пошел в последний вираж. Еще секунду назад приборы показывали, что в баках оставалось несколько сот литров, но вот за секунду показатель упал на ноль.

«Самолет исчез с радаров. Хотя его примерное местоположение было понятно, судьба лайнера оставалась неизвестной. Получается, самолет потерпел катастрофу в самом сердце Ленинграда», – отмечает Владимир Король.

У командира лайнера, который сел в 2009 году на Гудзон, было 3,5 минуты для принятия решения, у наших летчиков – доли секунды. От момента, когда заглох второй двигатель, до приводнения прошло всего 14 секунд.

В сложившейся ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву. На высоте около 100 метров лайнер прошел над Большеохтинским мостом. Над опорами строящегося моста Александра Невского – уже на 10 метрах, рабочие с ужасом прыгали в воду со строительных лесов.

«Важно, что пилоты не упустили момент, когда самолет ушел в отвесное падение, и использовали оставшуюся тягу, чтобы спасти лайнер. Процесс приводнения сам не видел, рассказывали, что это было очень эффектное зрелище. Прямо по курсу посадки у борта был небольшой буксир. Перед тем, как коснуться воды, самолет немного приподнял носовую часть, перемахнул через буксир и хвостом пропахал воду», – говорит Юрий Туйск.

Второй пилот Василий Чеченев рассказывал журналистам: «Когда двигатели отказали, говорю: "Командир, только Нева спасет нас". Больше не было разговоров, не до них было, да и связь не работала».

Самолет врезался в воду, срезало неисправную стойку шасси, а машину понесло к опорам железнодорожного Финляндского моста. К счастью, лайнер остановился за 50 метров до опор.

«У меня за плечами 18 приземлений без двигателей, но вот что скажу. Надо обладать удивительным самообладанием, чтобы выполнить такую посадку, как это сделал экипаж Мостового. Я снимаю шляпу перед такими людьми, перед их мастерством, они настоящие герои», – сказал Вадим Базыкин.

Посадка Ту-124 на Неву завершилась благополучно и самолет остался на плаву, но из-за повреждений, полученных при посадке, в фюзеляж начала поступать вода. Тут подоспел старый буксир, который сумел оттащить тонущий лайнер ближе к берегу, на территорию завода «Северный пресс». Еще по одной счастливой случайности у берега в этом месте стояли деревянные плоты. Крыло самолета легло на эти плоты и образовало естественный трап, по которому все пассажиры и экипаж благополучно сошли на берег.

Стоит отметить, что, по некоторым данным, среди пассажиров аварийного борта был 34-летний епископ Таллинский, будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий, летевший из Таллина в Москву.

«Я подошел примерно спустя 15 минут после приводнения самолета. Набережная уже была оцеплена милицией. Увидеть самолет на Неве – редкое и незабываемое впечатление. На моих глазах небольшой буксир тащил лайнер к плотам, которые в том месте у набережной постоянно находились. Буксир ловко подвел самолет к плотам так, что крыло стало естественным мостиком для пассажиров. Открылась дверца, из нее на плоты стали выходить пассажиры самолета. Как сейчас помню, слева отдельно стоял Виктор Мостовой, неподалеку – члены экипажа и еще немного дальше тремя группками стояли пассажиры. Последние выглядели ужасно – очевидно, пришло понимание, как близко они были к гибели. Их лица шли красными пятнами, кто-то плакал», – продолжает рассказ Юрий Туйск.

Посадка на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Стоит отметить, что Ту-124 на тот момент был новейшим самолетом и, как следствие, имел немало «детских болезней», присущих всей новой технике. Так, во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, что привело к поломке. Еще одна проблема – неточная работа топливомера, в результате чего самолет оказался с неработающими турбинами над центром города. 

«Расследование показало, что двигатели заглохли, поскольку было выработано все топливо, однако приборы показывали иное, вводя в заблуждение летчиков, – сказал Владимир Цивинский, очевидец, в прошлом руководивший службой движения авиадиспетчеров аэропорта Пулково. – Помню их приводнение: возвращаясь с работы, увидел толпу и самолет у берега Невы, из которого выходили люди. Многие думали, что снимают кино».

Наказать или наградить?

Когда все люди покинули аварийный борт, из тонувшей машины попытались откачать воду, но справиться с потопом не смогли. Лайнер затонул, как будто, выполнив задачу, силы покинули его.

«Все 3 дня, пока доставали самолет, я ходил на набережную и наблюдал за этим процессом. Когда его подняли, правое крыло еле держалось. Водой срезало шасси. Самолет удачно принял мощнейший гидроудар. То, что его не опрокинуло и не переломало, – это просто чудо и, конечно же, мастерство пилотов», – акцентирует внимание Юрий Туйск.

Под самолет подвели понтоны, чтобы поднять его со дна, и отбуксировали на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений. Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика. А весь экипаж вскоре снова допустили к полетам.

Информация об аварийной посадке держалась в тайне. Однако полностью замолчать столь неординарный случай не получилось, появились публикации в прессе – сначала в советской, а затем и западной.

«Такие вещи замалчивались. Лишь спустя 1,5 месяца Мостовой по радио поблагодарил за хороший прием в Ленинграде и пожелал ленинградцам хорошей погоды и настроения. А в газетах появились небольшие материалы», – продолжает рассказ Юрий Туйск. 

Благодаря действиям экипажа удалось избежать страшной катастрофы. Более того, пассажиры даже не получили травм, а единственным раненым был бортмеханик, повредивший руку в попытках раскрыть шасси. 

«Каждый раз, когда что-то отказывает, это 50% физики – то есть то, что мы не можем изменить: день или ночь, погода, давление, температура, а 50% – психология. Потому что если ты не готов к этому психологически, можешь запаниковать. Паника всегда связывает руки, а значит, пилот не способен управлять машиной. Такой пилот превращается в курсанта. Если ты смог с собой справиться, то эти 50% работают на успех, если нет, то они в качестве якорей тянут вниз», – говорит летчик-испытатель Вадим Базыкин.

Он также добавил, что при подготовке пилотов отрабатываются различные экстренные ситуации, среди которых – пожар на борту, заглохший двигатель и т.д. При этом посадка на воду рассматривается лишь в теории, как крайний вариант.

«Почему рождаются задержки рейсов? Уверяю вас, не потому, что кто-то так захотел или проспал. Каждый день возникают внештатные ситуации – то птица попадет в двигатель, то еще что-то. Как следствие, машинам требуется дополнительный осмотр, – поясняет Вадим Базыкин. – Хороший летчик – тот, у кого сердечко начинает болеть только вечером, когда все успешно закончилось. Летчик должен понимать, что за его плечами человеческие жизни, спасая их, он спасает и себя. Когда это понимание приходит, страх исчезает, и экипаж Ту-124 смог победить свой страх и отлично справился с задачей».


ПОХОЖИЙ СЛУЧАЙ

В январе 2009 года Airbus A320, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл, совершил вынужденную посадку на Гудзон. На его борту находились 150 пассажиров и пять членов экипажа. Через 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, оба двигателя отказали.

Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев мост Джорджа Вашингтона, и на минимальной скорости посадить самолет напротив Манхэттена.

Лайнер начал медленно тонуть, экипаж организовал эвакуацию пассажиров, и вскоре люди оказались на крыльях самолета, ожидая спасения. Первые спасатели прибыли спустя 10 минут. Все находящиеся на борту выжили, но 83 человека получили ранения различной степени тяжести. 

После эвакуации пассажиров самолет был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра. Впоследствии был выкуплен и установлен в музее авиации «Каролинас».

СПРАВКА

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года служил начальником смены в аэропорту Внуково, откуда ушел на пенсию. В 1989 году с семьей эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году.

Второй пилот Василий Чеченев стал командиром воздушного судна. Скончался в 2002 году.