Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Суд в Петербурге смягчил наказание иностранцам, обвиненным в продаже ребенка

Лишь с четвертой попытки апелляционная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда смогла рассмотреть по существу жалобы адвокатов троих иностранцев, обвиненных в продаже ребенка без оплаты, на приговор и вынести решение.

Лишь с четвертой попытки апелляционная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда смогла рассмотреть по существу жалобы адвокатов троих иностранцев, обвиненных в продаже ребенка без оплаты, на приговор и вынести решение. Мешали технические сложности. Но сегодня видео-конференц-связь с женским изолятором шла без помех.

Этого решения суда давно ждали не только близкие и знакомые Лолы Тагаевой, Холиды Юсуповой и Ислоилжона Ортикова, но и те, кто оказался растроган их драматичной историей, обескуражены обвинением в торговле людьми и шокированы вынесенным в конце января 2018 года Фрунзенским районным судом приговором, который стал фатальным даже для потерпевшего – годовалого мальчика, которого вырвали из любящей семьи и отправили в детдом.

ДРАМАТИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Впервые о драматичной истории узбечки Лолы Тагаевой и граждан Таджикистана Ислоилжона Ортикова и Холиды Юсуповой "ПД" рассказал осенью 2017-го, когда уголовное дело по ч. 2 ст. 127.1 УК РФ ("торговля людьми") поступило во Фрунзенский райсуд. Случилось так, что приехавшую на заработки в Петербург Лолу бросил сожитель, узнав, что та забеременела. Мать, которой женщина рассказала о своем положении, потребовала не позорить род и в дом без мужа не возвращаться. Но время на прерывание беременности было упущено. Неизвестно, как бы Лола вышла из сложившейся ситуации, но в женской консультации судьба свела ее с Холидой, которая только что узнала о своем бесплодии. Женщина и ее гражданский муж уговорили новую знакомую не брать грех на душу, родить малыша и передать его им на воспитание.

Непонятно, почему эта троица не сделала все по закону. Может, хотели избежать утомительного хождения по инстанциям, а может, таджики решили скрыть от близких истинную причину появления в семье ребенка. Но в роддом Лола отправилась с паспортом Холиды. Подмены не заметили. Позже ЗАГС выдал Юсуповой свидетельство о рождении сына, которого Холида и Ислоилжон буквально купали в своей любви. И все были счастливы, пока об этой истории не узнали оперативники.

ПРИГОВОР, НАКАЗАВШИЙ ВСЕХ

Поначалу в СМИ вылили информацию о том, что якобы негодяи купили ребенка за 11,5 тыс.рублей. Тем же, кто старался разобраться в истории этого нетипичного преступления, было очевидно, что сумма, мягко говоря, странная. В конце концов и следствие стало говорить не о купле-продаже ребенка, а об «иной сделке». С такой формулировкой дело и ушло во Фрунзенский районный суд. Сумма же, которая поначалу фигурировала в обвинении, оказалась всего лишь платой за билет в Узбекистан, который матери малыша купили Ортиков и Юсупова. При этом всем троим вменили отягчающее обстоятельство «группа лиц по предварительному сговору».

Лола Тагаева ждала приговора под стражей, с «усыновителей» взяли подписку. Изъять ребенка из любящей семьи и запихнуть его в детский дом следователи не решились. Просто рука не поднималась, когда они увидели, в каких условиях растет малыш. Мальчика отобрали позже, когда судья огласил приговор: четыре года колонии общего режима Тагаевой и по три года Юсуповой и Ортикову. Под стражу их взяли в зале суда. Как сегодня пояснил адвокат Грант Мартиросян, органы опеки обратились в суд с иском о лишении Холиды Юсуповой родительских прав.

КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ

Защита, настаивавшая на оправдании и отсутствии в действиях обвиняемых состава преступления, приговор обжаловала. Сегодня пятеро присутствовавших на заседании адвокатов высказывали разную позицию: от оправдания до отмены приговора с направлением дела на новое решение.

«Я признаю, что совершила ошибку, неправильно усыновив сына. У меня не может быть детей, и мне казалось, так будет хорошо и мальчику, и его маме, и мне. Пожалуйста, не наказывайте меня строго», – с трудом сдерживала слезы Холида Юсупова.

Адвокаты настаивали: формального подхода в рассмотрении этой драматичной истории быть не может. Ведь фактически ребенка вообще могло бы не быть, если бы одна женщина не решила помочь другой выкарабкаться из безвыходной для нее ситуации. Защитники напомнили и о Конвенции о правах ребенка, а также о том, что такое, согласно ее положениям, торговля детьми, поясняя, что в данном случае о торговле вообще нельзя вести речь. Ну, если, конечно, международное право еще что-то значит.

Прокурор, в свою очередь, счел, что ничего в вынесенном Фрунзенским районным судом 29 января 2018 года решении менять не стоит. Тройка судей же вышла из совещательной комнаты с компромиссным решением: приговор не отменили, но изменили. Так, суд снял отягчающее обстоятельство, то есть совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, а также снизил срок всем осужденным на полгода. Срок, уже проведенный троицей в СИЗО, будет зачтен в отбытие наказания из расчета день в изоляторе за полтора дня в колонии. Так что довольно скоро осужденные смогут просить об условно-досрочном освобождении.

Как пояснил адвокат Андрей Тырин, решение о возможном дальнейшем обжаловании он примет после личной встречи со своим подзащитным Ортиковым. Его коллеги также пока не высказываются о намерении писать кассационные жалобы.

Закрыть