twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

«Этно-всё»: башкирская группа «Аргымак» изобрела новый жанр

Башкирская этно-группа «Аргымак»
Автор: Организаторы этнического фестиваля «Музыки мира»

В преддверии концертного марафона в Шереметевском дворце – Музее музыки звезды этнического фестиваля «Музыки мира» рассказывают о себе всю подноготную. Участников прославленной башкирской этно-группы «Аргымак» звонок по скайпу застал в прекрасном настроении на пути домой с очередного концерта.

- Как все начиналось? Вряд ли почти десять лет назад Вы все проснулись с мыслью: «А почему бы не создать этно-рок группу с названием в честь породистого коня аргымака»?

Ринат Рамазанов, руководитель группы «Аргымак», солист, мастер горлового пения и игры на курае: В глубоком детстве все начиналось. Все мы – верующие люди. Наш народ сохранил древний эпос «Урал-батыр», близкий торе, библии, корану или ведам. Потом мы приняли ислам. А меня бабушка молитвам научила. Когда я стал задумываться, почему Бог мне в детстве вручил курай (национальную тростниковую флейту – прим.), а не пожарную машину или скальпель, мое предназначение начало раскрываться само по себе. Пришли молодые, талантливые, остроумные ребята, и сейчас мы движемся вперед вместе, скачем на нашей резвой лошадке. В условиях мировой глобализации малые народы, их культура и традиции исчезают. В России воспитание детей русифицируется, обычаи забываются. А мы через башкирские эпосы-баиры, старинные легенды и песни сохраняем национальную идентичность.

Семен Конторщиков, ударные: Я барабанщик, два года с ребятами играю, и я – единственный человек в группе, который не знает башкирского языка. Такая вот у меня национальная идентичность.

Радмир Исмагилов, перкуссия, битбокс: Сема – главный башкир в коллективе, православный конторщик, так и запишите. Ну, а я – перкуссионист и саундпродюсер, немножко пою, немножко играю на баяне. После армии несколько месяцев думал, чем бы интересным заняться. Как-то Ринат пригласил меня на репетицию группы «Аргымак», и на следующий день я уже поехал с ними на концерт в Стерлитамак.

- Про Вас, Радмир, легенды ходят, что вы самый веселый человек в группе.

Радмир: Это так, я – супер, и все подтягиваются.

- В интернете особой популярностью пользуется ваш трек «Башкирское регги», хотя «Аргымак» официально именуют этно-рок группой.

Ринат: Когда мы начинали, то делали акцент на альтернативном и тяжелом роке. А сейчас мы играем «этно-всё».

Радмир: спид-гараж, рейв-транс (хохочут).

Ринат: В нашем репертуаре есть и регги, и кантри, и лаунж, и эмбиент. Так что от приставки «рок-» пора бы отказаться и называться просто группой «Аргымак».

Башкирская этно-группа «Аргымак»
Автор: Организаторы этнического фестиваля «Музыки мира»

- Как вы выбираете, в каком стиле аранжировать ту или иную народную песню?

Ринат: Содержание диктует форму. Если песня про батыра, богатыря, который на войне врагов крушил, и, цитируя эпос-баир – «на лице его блистает слава, много земель он покорил» – в стиле лаунж ее не сыграешь. Значит, это рок. Если в тексте – озеро, лето, веселье, песня позволяет эксперименты в стиле регги. Ели речь идет о красоте природы, горах, летящих беркутах – тема лаунжевая. В духовной музыке больше звучат народные инструменты.

- Компьютерам с гитарами нет места в религиозной музыке?

Ринат: Отчего же, есть. Совсем недавно мы сделали трек, посвященный знаменитому на весь мир мусульманскому шейху Зайнулле-ишан Расулёву, который имел суфийский статус «Кутб-аз-Заман» («Полюс времени»). Мы исполнили фрагмент его поэмы как сказание. Раньше акыны брали думбыру (национальный струнный щипковый инструмент – прим.) и пели эпосы, духовные тексты в речитативной манере. Можно сказать, это были первые рэперы. На границе Башкортостана и Казахстана или Киргизии они встречались и обменивались песнями, спорили, подкалывали друг друга – устраивали своего рода баттлы. Вот и мы современный эпос-кубаир превратили в речитатив, правда, в духе не R’n’B, а хардкора: это рок-ритм и жесткая читка, с компьютерными звуками и продирающим до кишок басом.

100 лет назад Зайнулла Расулёв предупреждал о разрушительной силе таких мусульманских течений, как ваххабизм, салафизм, об источнике терроризма, который теперь все называют исламским, хотя ислам здесь совсем ни при чем. В жесткой аранжировке этот текст доступен молодежи. На концертах у студентов и школьников вдруг открываются глаза, они говорят: «Круто, я почувствовал себя башкиром!» - и это наша маленькая победа. А если учитывать, что в 2016-17 годах мы объездили 40 школ, давали по 3-4 концерта в день, охватывая до 1500 детей, победа не такая уж и маленькая.

- Вы стали в 2015 году филармоническим коллективом, как это изменило вашу жизнь?

Ринат: Многие относятся к этому статусу как к рутинной работе: надо по районам ездить, план закрывать. Мы же изначально ставили перед собой просветительские цели, ездили по районам и самым далеким деревням сами, за свой счет, иной раз уходя в минус. И сейчас продолжаем, только обеспечение машиной, водителем, бензином и зарплатой лежит на плечах государства.

- В Башкортостане вы занимаетесь проповедью национального самосознания. А что будете проповедовать в Петербурге, что понесете в наши массы?

Башкирская этно-группа «Аргымак»
Автор: Организаторы этнического фестиваля «Музыки мира»

Ринат: Мы познакомим вас с нашим национальным наследием, с одним из цветов в букете российских народов. Для нас это важный момент. Башкортостан знают по Шевчуку, Земфире, Шаляпину, Нурееву…

- Не так уж мало!

Ринат: Но мы хотим гораздо большего. Мы работаем над нашим коллективом как брендом республики. К примеру, говоришь Rammstein…

Радмир: …и все думают – это Башкортостан! (хохочут)

Ринат: Мы представляем не только музыку, но и национальные продукты: одежду, войлок, кумыс, мёд.

- У вас хватает на это сил и времени?

Ринат: А как же. Мы проводим в Уфе фестиваль кумыса, на котором есть продукты со всей республики, национальные игры и конкурсы, концертные программы. Мы также неофициально помогаем большому этно-фестивалю «Сердце Евразии»: прослушиваем музыкантов, которых встречаем в поездках, связываем их с организаторами. Мы занимаемся развитием событийного туризма и общественной деятельностью.

Шаура Юмагузина, директор группы «Аргымак»: Но сейчас для нас главное – убедить петербургских зрителей в том, что народная музыка не архаична. Она не осталась в прошлом, а наоборот развивается вместе со временем и со всеми нами. 

  • Текст
  • Ольга Комок