Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Сталин у Балтийского вокзала и погребенная Таракановка: изучаем объекты-призраки

Что планировали построить в Ленинграде? Какие памятники решили снести? И чего в итоге лишился современный Петербург?
Генеральные планы города под влиянием времени менялись. Фото: «Петербургский дневник»/Андрей Пронин

В Петербурге множество памятников, домов, промышленных предприятий, станций метрополитена, вокзалов, об истории которых мы даже не догадываемся.

Генеральные планы города под влиянием времени менялись. Многому, что было запланировано, появиться было не суждено. Какие-то объекты, наоборот, были построены или установлены, но исчезли, например, из-за определенных исторических событий.

И вот однажды краевед Михаил Крайнов, специалист по истории метрополитена Дмитрий Графов и реставратор ретро-автобусов Федор Черноусов решили организовать экскурсии по «Несбывшемуся Ленинграду». Давнее увлечение неосуществленными проектами переросло в желание рассказать об этом широкой аудитории и показать, каких объектов лишился современный Петербург.

«В юности бабушка подарила мне книгу по архитектуре Ленинграда, которая сразу запала мне в душу, – рассказывает Михаил Крайнов. – Я начал ходить в библиотеки, в архивы, изучал исторические документы об архитектуре тогда еще Ленинграда. В 2016 году мы собрались с Димой и Федором и решили организовывать экскурсии для широкой аудитории. И вот я рассказываю про домики, Дима – про метро, а Федор – про автобусы, троллейбусы и трамваи».

В городе проходят экскурсии по «Несбывшемуся Ленинграду». Фото: «Петербургский дневник»/Андрей Пронин

По словам Федора Черноусова, истории автотранспорта советского времени уделяется не так много внимания, хотя она таит в себе много интересного.

«История развития общественного транспорта в советское время позволяет узнать, как развивалась инженерная мысль, почему собирали транспорт именно так, а не иначе, – рассказывает Федор Черно­усов. – А про ретро-автобусы можно сказать, что они – капсула времени, благодаря которой мы можем окунуться в прошлое».

По мнению Дмитрия Графова, главная задача – просветить горожан. «Уверен, многие жители хотят знать, как строилось метро, какие станции хотели построить, но в итоге мы видим их только на бумаге, – говорит Дмитрий. – Есть желание рассказать, поделиться с горожанами малоизвестными фактами о транспорте, которым они пользуются ежедневно».

Памятник И.В. Сталину у Балтийского вокзала

Мало кто знает, но у здания Балтийского вокзала в 1949 году был установлен монумент советскому политическому деятелю Иосифу Виссарионовичу Сталину. Автор памятника – Николай Томский. Памятник располагался немного правее цветочной клумбы, которую можно увидеть сейчас в саду напротив «Балтийской». Интересно, что о времени сноса памятника практически нет точной информации. Возможно, монумент снесли в период между 1956 и 1961 годами, во время борьбы с культом личности Сталина.

Здание Балтийского вокзала

В 1951 году был разработан один из проектов перестройки здания Балтийского вокзала. Дело в том, что после Великой Отечественной войны в Ленинграде активно строились новые станции метро, и в 1955 году ввели в строй станцию «Балтийская» (проект архитекторов М.К. Бенуа, А.И. Кубасова и Ф.Ф. Олейника), наземный вестибюль которой был пристроен к левому крылу вокзала. Планировалось построить еще одно сооружение – с правой стороны, для симметричности. Но проект реализован не был.

Скульптуры со знаменами

На здании Балтийского вокзала, по проекту 1951 года, должна была появиться скульптурная композиция со знаменами. Такие же памятники должны были установить на станциях метрополитена «Площадь Восстания» и «Нарвская». Однако скульптуры так и не украсили ни вокзал, ни станции ленинградского метро.

Высотка на месте здания «ЛенАэроПроекта»

Мы привыкли слышать о так называемых сталинских высотках (высотные здания, строившиеся в Москве в 1947-1957 годах), когда разговор идет о столице нашей родины. Однако в Ленинграде, оказывается, тоже планировалось построить такие здания. Одно из них должно было появиться на месте нынешней проектно-изыскательской организации «ЛенАэроПроект». Однако и этим планам не суждено было сбыться. Историки и краеведы до сих пор теряются в догадках, почему город остался без высотки.

Памятник Кирову на Заводе подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова

Мало кто знает, что на территории бывшего завода (набережная Обводного канала, 118) в 1970-х годах был установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову. В свое время на заводе изготавливали пассажирские и грузовые лифты, краны всевозможных видов и другую продукцию. Интересно, что сам памятник, скрытый от глаз петербуржцев и гостей города, до сих пор стоит на месте. Правда, чтобы его увидеть, нужно попасть на территорию бывшего завода. Сам же завод переехал на 3-й Рыбацкий проезд, 3Б.

Река Таракановка

Первоначально Таракановка вытекала из реки Фонтанки у Старо-Калинкина моста, дальше русло пролегало вдоль современной улицы Циолковского, пересекало территорию бывшего завода «Красный треугольник» и шло к Нарвским воротам. Однако в 1920-х годах реку засыпали. В 1980-х годах, когда началось строительство подземного перехода возле нынешней станции метро «Нарвская», строители наткнулись на мост через Таракановку, который был построен рядом с Нарвскими воротами. Недолго думая, они разобрали его и продолжили строить пешеходный переход.

Автобусная стоянка у церкви

Долгое время на площади рядом с Богоявленской церковью располагалась автобусная станция «Двинская улица», которая проработала вплоть до 2000 года. Небольшое двухэтажное здание рядом с церковью было переоборудовано под нужды водителей. В частности, в нем были сделаны столовая, туалет, подсобные помещения, спальные места. Автобусы приезжали на площадь, разворачивались и становились лицом к зданию диспетчерской. В то время для города это была основная автобусная станция. Конечно, сегодня площадь принадлежит церкви и никакой автобусной станции там нет.

Трамвайное кольцо на Гутуевском острове

В 50-е годы прошлого века с острова можно было уехать в любую точку города. Например, в сторону современных станций метро «Купчино» или «Автово». Трамвайные пути здесь проложили еще в первую очередь строительства петербургского трамвая в 1910 году. Трамвай подходил к Двинской улице и делал петлю. Здесь было кольцо у 14-го и 28-го трамвайных маршрутов, которые имели конечную остановку у больницы Мечникова на Пискаревском проспекте. Сейчас на месте трамвайного кольца находятся заправка и парковка автомобилей.

«Наш город прекрасен, прекрасно и ценно культурное и историческое наследие, расположенное в нем и за его пределами. На нашей территории сосредоточено почти 10% всего культурного наследия России. Петербург – город-памятник», Сергей Макаров, председатель КГИОП.
Закрыть