«Миклухо-Маклай как состояние души»: в Петербург приехал потомок великого ученого
Специалисты из Северной столицы реконструировали для Маклая - младшего экспедиционный костюм предка.
Героями выставок в Пушкинском Доме обычно становятся русские поэты и писатели, иллюстраторы и литературные персонажи. Экспозиция «Миклухо-Маклай, XXI век. Ожившая история» в привычный ряд не вписывается. Она рассказывает о трех экспедициях в Новую Гвинею, совершенных в XIX, XX и XXI веках. Но связь с литературой все-таки есть.
«Иван Сергеевич Тургенев встречался с Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем в 1870 году – перед его первым путешествием в Новую Гвинею. Он был спонсором одной из поездок путешественника и ходатайствовал о поддержке экспедиции Миклухо-Маклая перед Третьяковым», – рассказала заместитель директора ИРЛИ РАН Ксения Егорова.
Здесь же, в Пушкинском Доме, хранится архив фольклориста Бориса Путилова. В 1971 году он был в числе семи ученых, которых доставило к Берегу Маклая научное судно «Дмитрий Менделеев». Эту экспедицию в СССР посвятили 100-летию высадки Миклухо-Маклая в Новой Гвинее и 125-летию со дня его рождения. Борис Путилов прошел дорогой Миклухо-Маклая и смог сделать то, что для первопроходца этих мест было технически невозможно: записал на магнитофон папуасский фольклор.
Записи Путилова прозвучали на выставке. Специально для нее их оцифровал Фонд сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая, который создал и возглавил двоюродный праправнук и полный тезка ученого Николай Николаевич Миклухо-Маклай – младший, как его окрестили журналисты.
К слову, потомок очень напоминает великого предка: портретное сходство бросается в глаза! И Николай Миклухо-Маклай – младший с удовольствием обыгрывает это. Он понимает, что живой проводник в историю – это интересный и эффектный способ разбудить у публики интерес к минувшему.
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ
В Институте антропологии и этнографии РАН (Кунсткамере) хранится завещанный науке череп Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Специалисты провели обмер черепа Маклая-младшего и были потрясены: отличий оказалось немного. А в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна для еще большей похожести Маклаю-младшему сшили экспедиционный костюм точь-в-точь, как у его предка.
В распоряжении творческой группы реконструкторов исторического костюма были три фотографии и один портрет ученого. Работа шла 1,5 месяца. Три недели ушло на поиск нужных тканей.
«Перебрали полтора десятка образцов, трижды перешивали костюм», – поделился с «ПД» профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Аранович (он подбирал техническую документацию и фактуры материалов, а шил Дмитрий Колышев – мастер по созданию исторических костюмов).
Полоска на костюме на историческом фото позволила применить «дедуктивный метод» при подборе материалов.
«Вельвет? Вряд ли. Вельвет и корд получили широкое распространение немного позднее и в основном в мещанской среде. Также они не соответствуют тропическому климату...» – рассуждали реконструкторы.
АУТЕНТИЧНОСТЬ – 90-95%
«Мы отработали точно, – утверждает Алексей Аранович. – Шляпа, обувь, пояс – попадание на 200%, рубаха – процентов на 95, что касается штанов (портов), – процентов на 75. Если усреднить, наш костюм процентов на 90-95 тот, что был на Миклухо-Маклае».
Костюм пришлось немного адаптировать для современной ситуации. На обувь поставили тоненькую полосочку наката. В XIX веке его не было, но без этого ходить было бы скользко. Пришлось учесть и антропологические изменения: Миклухо-Маклай XIX века был ниже, чем его потомок.
«На этом примере людей из одной семьи хорошо виден общий тренд – человек стал выше и крупнее», – заметил историк костюма.
После завершения работы по воссозданию экспедиционного костюма Миклухо-Маклая участники проекта устроили фотосессию в оранжерее у Таврического сада среди тропических растений. В этом же костюме Николай Миклухо-Маклай – младший открыл традиционные Маклаевские чтения на малой родине ученого в Окуловке (Новгородская область). Прежде чтения проводились в юбилейные годы, а в этом году их участники впервые собрались не на круглую дату – плотность событий и интерес к теме заставили изменить формат.
На Маклаевских чтениях разошелся первый тираж очерка Николая Миклухо-Маклая – младшего о трех экспедициях на Берег Маклая (выпущен в 2018 году издательством «Наука»). Автор отметил, что ученый планировал путешествие в один конец и перед отплытием попросил президента Русского географического общества великого князя Константина Николаевича через год прислать судно, чтобы забрать его дневники…
УЧЕНЫЙ В 3D
До апреля будущего года Фонд сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая организует 23 выставки по итогам экспедиции в Папуа – Новую Гвинею 2017 года. Среди ближайших точек – Национальный университет Папуа – Новой Гвинеи в Порт-Морсби. Выставка станет частью новой экспедиции в Папуа – Новую Гвинею в октябре 2018 года.
Для этой экспедиции инженеры планируют создать фигуру Миклухо-Маклая – старшего на 3D-принтере, а реконструкторы исторического костюма оденут фигуру, изготовив еще один наряд.
Сотрудники петербургской фирмы Naeco, которая занимается разработкой и производством систем и комплексов для проведения изменений и исследований, считают себя преемниками Миклухо-Маклая и встали на путь многочисленных согласований, чтобы принять участие в осенней экспедиции.
«Мы хотим создать 3D-модель Берега Маклая как основу будущего виртуального музея, а также готовим обращение в ЮНЕСКО с предложением взять под охрану эти места, чтобы помочь жителям сохранить свою самобытность и культуру», – объяснил задумку тезка ученого.
НЕ ДАВИТЬ ВЕЛИЧИЕМ
Миклухо-Маклай – младший рассказал «Петербургскому дневнику», что буквально на днях отец раскрыл ему правду: его назвали Николаем не только потому, что это имя нравилось родителям, но и в честь ученого.
«Сочетание имени и отчества Николай Николаевич на нашем фамильном древе встречается второй раз. И отец мне признался, что умалчивал о том, в честь кого меня назвали, чтобы на меня не давил своим величием Николай Николаевич Миклухо-Маклай», – поделился потомок исследователя.
Отец и дед нашего собеседника – геологи, прадед, Дмитрий Сергеевич, был хранителем коллекций Русского географического общества, он умер в блокадную зиму 1942 года. Прапрадед, старший брат Николая Николаевича Миклухо-Маклая Сергей Николаевич, был мировым судьей в городе Малине Киевской губернии, а их отец Николай Ильич – строителем Николаевской железной дороги (он входит в Золотую книгу 200 лучших выпускников Санкт-Петербургского университета путей сообщения).
Сам Николай Миклухо-Маклай – младший окончил Университет телекоммуникаций им. профессора Бонч-Бруевича по специальности «экономист», обучался маркетингу и менеджменту в Великобритании и США, занимался оптовой торговлей спортивными товарами и продуктами здорового питания, возглавлял департамент крупного российского агропромышленного холдинга, с детства увлекается парусным спортом. Экспедиция в Новую Гвинею изменила ход его жизни – он оставил бизнес и создал фонд сохранения этнокультурного наследия.
«В семье было много ярких личностей, акцента на Николае Николаевиче не делали, – рассказал Николай Миклухо-Маклай – младший. – Я общался и с родственниками по женской линии: с братом бабушки Борисом Викторовичем Раушенбахом – академиком, физиком-ядерщиком, представителем СССР в ООН по вопросам религии. Вместе с Сергеем Королевым он отправлял космонавтов в космос, а также доказал троичность Бога с помощью науки: он говорил, что точное направление в трехмерном пространстве указывает вектор. И у него, и у деда, крупного геолога, была удивительная простота в общении и умение донести свои знания до собеседника простым языком».
НА ЗАМЕТКУ
Вагон с именем ученого курсирует по первой линии петербургского метро. Художественное оформление включает портреты Ахматовой, Гумилева, Хлебникова, цитаты из их произведений и дневников. Имя Миклухо-Маклая вплетено в гравюру художника из Минска Владимира Хина, посвященную Велимиру Хлебникову.
«Петербургский дневник» дозвонился до художника. Тот был удивлен, но сказал, что совсем не против. «Художественное произведение – это как ребенок. Ты его сделал, а дальше пусть оно живет своей жизнью», – отметил он.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Пушкинского Дома Елена Якубовская:
– Ничего удивительного в популярности Миклухо-Маклая в современном российском обществе нет. Его имя – символ определенного состояния ума, души. Символ романтики. Мы тоже все хотели побывать на дальних берегах. Любовь к путешествиям, познание жизни через те рассказы и песни, которые ты слышишь, через новые пейзажи – это та мечта, которая у нас была всегда.