Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Мария Семушкина: «Джаз объединяет людей»

В ЦПКиО им. С.М. Кирова пройдет фестиваль «Усадьба Jazz». Какова его программа и почему нужно посетить это мероприятие, рассказывает его основатель и директор Мария Семушкина.
Мария Семушкина: «Джаз объединяет людей» Фото: «Петербургский дневник»

В ЦПКиО им. С.М. Кирова пройдет фестиваль «Усадьба Jazz». Какова его программа и почему нужно посетить это мероприятие, рассказывает его основатель и директор Мария Семушкина.

– Мария, фестивалю 15 лет. С чего все начиналось? Кто был его идейным вдохновителем? Как подбиралась команда? Кто вам помогал и помогает? Что было взято за основу или это полностью оригинальный продукт?

– Все началось с идеи фестиваля для одного табачного бренда, который хотел сделать ребрендинг одной из своих марок. Нужно было соединить в одном мероприятии что-то русское, одновременно элитарное и демократичное. Так появилось сочетание «Усадьба Jazz».
До фестиваля у меня не было проектов такого масштаба, хотя я занималась организацией мероприятий, работая помощницей атташе по культуре посольства Франции. «Усадьба Jazz» была абсолютно оригинальным продуктом, ничего похожего в мире не существовало ни тогда, ни сейчас.

Первый фестиваль делался на чистом драйве и азарте: костяк команды, которая занимается «Усадьбой Jazz» сейчас, стал складываться уже потом. На втором фестивале ко мне присоединилась Лена Моисеенко, наш музыкальный директор, без которой фестиваль был бы совсем другим.

Конечно, по прошествии первой «Усадьбы Jazz» я не могла и представить, что это станет моим главным делом на ближайшие 15 лет. Но вместе с тем я тогда почувствовала, что никакая другая работа не способна вызвать во мне схожие эмоции, такой же отклик.

– Какова основная цель, идея фестиваля: приобщить людей к джазу, открыть новые имена?

– Наша миссия – не просто знакомить людей с хорошей музыкой, но объединять их на каких-то позитивных, творческих началах. Попадая на «Усадьбу Jazz», человек попадает в отдельное творческое пространство с музыкантами, художниками, поэтами, специалистами по йоге и медитации. Взаимодействия между этими людьми могут давать самые разные результаты, рождаются отношения, какие-то совместные проекты. Бывает так, что человек хотел просто послушать на нашем фестивале своего любимого исполнителя и выпить пива, а в результате увлекся йогой, дыхательными практиками и вообще отказался от алкоголя… Телевизор стремится объединить нас на почве ненависти к каким-то мифическим врагам, а «Усадьба Jazz» предлагает поискать другие точки соприкосновения.

– Существует немало джазовых фестивалей. В чем особенность «Усадьбы JAZZ»? Чем он отличается от традиционных европейских?

– В мире больше нет джазовых фестивалей, которые проводятся среди архитектуры старинных замков или усадеб. По крайней мере мои западные коллеги – директора крупных фестивалей в Европе и Штатах – говорили, что не видели ничего подобного. Кроме того, мы с первого фестиваля стремились помимо музыкальной составляющей развивать и другие направления: приглашали уличных художников, устраивали театральные перформансы, украшали территорию лэнд-арт-объектами. То есть, попадая на «Усадьбу Jazz», ты попадал в какое-то другое пространство – очень живое, дружелюбное и творческое. К сожалению, другие фестивали редко могут этим похвастаться: обычно ты попадаешь на огромное поле с несколькими сценами, пивными палатками и парой закусочных с какой-то стандартной едой. Мы же очень большое внимание уделяем, например, фуд-корту: вместо того, чтобы отдать его какой-нибудь крупной сети, мы зовем авторские проекты.

– Когда фестиваль получил статус международного? Что это означает на практике?

– После того как от нас ушел спонсор, для которого изначально был придуман проект, мы смогли серьезно поменять концепцию и начать приглашать мировых джазовых звезд. Одним из первых был басист Маркус Миллер: мне удалось «заразить» его агента нашим фестивалем и мы привезли его за существенно меньшие деньги, чем те, что он тогда стоил. Следом мы открыли для России контрабасиста Авишаи Коэна, басиста Ришара Бону. Параллельно мы с музыкальным директором Еленой Моисеенко активно ездили на крупные джазовые фестивали, вроде North Sea Jazz, рассказывали о себе – так у «Усадьбы Jazz» постепенно создалась очень хорошая международная репутация. Если спросить у разбирающегося в музыке человека в Штатах, кого из русских джазменов он знает, он, скорее всего, скажет: «Игорь Бутман». Если спросить, какой русский фестиваль он знает, он, вероятнее всего, ответит: «Усадьба Jazz».

– Каков основной принцип приглашения артистов? На кого больше делаете ставку – на российских или зарубежных исполнителей? Охотно ли они откликаются на приглашения? Кто особенно запомнился?

– Мы стараемся достичь определенного баланса: с одной стороны, на афише обязательно должны быть имена, уже известные местной публике. Как, например, замечательная команда Markscheider Kunst – пионеры ска, реггей и прочей тропической музыки на суровой северной земле. Или душевные грузины MGZAVREBI, которых знают и любят по всей стране. Также мы обязательно привозим музыкантов, которых кроме «Усадьбы Jazz» вы не услышите нигде. Например, великолепную британскую соул-певицу Джосс Стоун, которая покорила чарты, когда ей было всего 16 лет. В последнее время она увлеклась музыкой реггей: в ее альбоме Water For Your Soul играют сын Боба Марли Дэмиен и другие известные реггей-музыканты Альбиона. Еще можно выделить норвежскую группу Rohey, которая играет очень интересный сплав из неосоула, хип-хопа и IDM – это очень страстная и чувственная музыка, которую не ожидаешь услышать от скандинавов.

– Вы проводите фестиваль в разных городах. В чем изюминка петербургского? Радует или огорчает петербургская публика?

– Петербургская публика всегда отличалась от любой другой: она более информирована, более пытлива и требовательна. Мы довольно долго притирались друг к другу, пытались понять, какую музыку здесь любят. Мне кажется, что это более интеллектуальный, более эстетский джаз, который не всегда хорошо принимают в Москве.
   
Последние годы мы приглашали на фестиваль таких музыкантов, как Ник Берч или нью-йоркский ударник Майк Джулиана, и это всегда был очень удачный опыт. В этом году мы везем японского клавишника Bigyuki, который сейчас живет в Штатах и сотрудничает с Лорин Хилл, Робертом Гласпером и многими другими крупными звездами. И в качестве бэндлидера пишет очень интересную и футуристичную музыку, где джаз очень тесно завязан с хип-хопом, R’n’B, электроникой. Думаю, его выступление на нашем фестивале обязательно запомнится публике.

– Назовите три-пять причин, почему нужно обязательно посетить этот фестиваль.

– Во-первых, это отличная музыка, о которой я рассказала выше. Во-вторых, увлекательная детская программа – мы вообще стали первым в России фестивалем для всей семьи. Не оставляйте детей дома или с родственниками – для детей до 10 лет у нас действует бесплатный вход. Но самое важное – это сочетание всех элементов, из которых состоит «Усадьба Jazz». Атмосфера, которая складывается из звуков музыки, дружеского общения, здоровой и созидательной творческой энергии, великолепной архитектуры Елагина острова и природы. Это магия «Усадьбы Jazz», благодаря которой наш фестиваль продолжает жить и развиваться уже больше 15 лет!

Закрыть