Игорь Албин: «Все объекты чемпионата мира будут служить жителям города!»
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин на встрече с журналистами «ПД» рассказал, как Северная столица спасла Кубок конфедераций от закрытия, в какие моменты градоначальник Георгий Полтавченко советует пользоваться раскладушкой и что ждет жильцов дома на Ремесленной улице.
– Игорь Николаевич, мы беседуем с вами на территории исторического парка «Россия – моя история» на Бассейной улице. Почему именно здесь?
– Потому что это знаковое место! После завершения работ на стадионе губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поставил задачу создать в Северной столице парк, в котором каждый из петербуржцев смог бы соприкоснуться с великой историей нашего Отечества. И такое место у нас появилось. Лично у меня с парком «Россия – моя история» связано 7 месяцев жизни. Вы знаете, что бюджетные долгострои – это данность для многих российских городов, и Петербург не исключение. Это связано с архаичным и несовершенным нормативно-техническим регулированием строительной отрасли, несовершенством закупочных механизмов (44-ФЗ и 223-ФЗ). Но наш исторический парк стал исключением. Объект на площади 16 тысяч квадратных метров спроектировали и построили всего за полгода. Он вырос в чистом поле: еще в мае 2017 года тут был пустырь, а в декабре мы уже принимали первых посетителей. Это результат, достойный строительного комплекса Петербурга.
– В Петербурге отгремел чемпионат мира по футболу. Как город провел это событие с точки зрения организации?
– Нам повезло, что год назад мы принимали матчи Кубка конфедераций. Этот турнир стал генеральной репетицией. После него ни у кого не осталось сомнений, что нам все по силам. Кстати, до последнего Кубка конфедераций большинство экспертов FIFA были уверены, что эти соревнования отжили свое. Но после лета 2017 года футбольные чиновники убедились в обратном и согласились, что турнир необходим.
– Вернемся к чемпионату мира. Как оцените его проведение?
– Как безупречное. Первый показатель – реакция FIFA, которая официально заявила, что такого уровня организации на чемпионатах мира еще никогда не было. Это значит, что мы – Россия и Петербург – задали стандарт. И второй показатель – отзывы в СМИ и социальных сетях. Они лишь подтвердили, что организация мундиаля была превосходной. В восторге спортсмены, которые выступали на российских стадионах. А нашу арену на Крестовском острове и вовсе признали лучшей!
– В чем секрет успеха?
– В отличной подготовке и гостеприимстве жителей нашего города. Транспортная и спортивная инфраструктуры, гостиничный фонд… Все это было реконструировано или построено к чемпионату. Нельзя забывать и про режим наследия. Все новые спортивные базы и станции метро, путепроводы и мосты, вагоны метро и автобусы – все это будет служить Петербургу и его жителям.
– Вы сами на футбольных матчах успели побывать?
– Я был на каждой игре на стадионе «Санкт-Петербург». Но за ходом матчей следил вполглаза. Все-таки моей главной задачей было обеспечение мероприятий, поэтому я находился на стадионе в региональном операционном центре и участвовал в организации работы городских служб. Старался сделать так, чтобы все прошло спокойно, комфортно, безопасно. У нас получилось.
– Уже не за горами чемпионат Европы по футболу 2020 года. Построенной инфраструктуры хватит, чтобы его провести?
– Это очень каверзный вопрос. И вот почему. У каждого спортивного мероприятия свои технические, организационные требования и стандарты. У Кубка конфедераций – одни, у чемпионата мира – другие, у Российской футбольной премьер-лиги – третьи… Кейтеринг, разделение стадиона на секторы, адаптация и временная инфраструктура, периметр безопасности – все это везде разное. После сдачи стадиона в эксплуатацию в конце 2016 года работа над ареной не закончилась. Все последующее время мы занимались ее адаптацией и «времянкой». Продолжаем эту работу и по сей день: в ближайшее время предстоит убрать «времянку». Например, я жду не дождусь демонтажа периметра безопасности вокруг стадиона, включая ограждения. Уже к середине августа мы получим свободный доступ к Южной и Северной дорогам, станции метро «Новокрестовская», Яхтенному мосту… У арены будет полноценное общественное пространство, где можно заниматься спортом, отдыхать и развлекаться. А организаторы Euro-2020 нас сильно порадовали: у них очень скромные требования (смеется). Они сопровождали всю нашу подготовку к Кубку конфедераций и чемпионату мира и сказали, что в принципе их все устраивает. Так что к 2020 году мы практически готовы.
– У арены на Крестовском непростая, даже драматичная судьба. В 2016 году город расторг контракт с генеральным подрядчиком строительства – «Трансстроем». Оглядываясь назад, это было правильное решение?
– А у нас и не было другого выхода! Строительная готовность стадиона в январе 2016 года была такой, что по всем расчетам завершение работ намечалось на 2018 год. Это было бы катастрофой… Я помню, как «Трансстрой» уверял всех, что завершить возведение стадиона за полгода невозможно. Помню, как меня называли «строительным авантюристом». Но моя позиция была такой: лучше ужасный конец, чем ужас без конца… Поэтому Георгий Сергеевич Полтавченко принял решение разорвать контракт с «Трансстроем».
– Ситуация была патовой?
– Как сказать… Когда мы собрали всех подрядчиков, проектировщиков, инженеров и рабочих, то пришли к выводу: риск колоссальный. Но делать было нечего – мы же не могли подвести наш город и Россию! Поэтому темпы строительства в последние 6 месяцев были увеличены в пять раз. Были и казусы. Для монтажа кровли требовались 80 сварщиков с допуском к работе на высотных отметках. Мастера были нужны квалифицированные: кровля стадиона – это уникальная и сложная конструкция. И это была целая эпопея! В городе такого количества необходимых нам специалистов на тот момент не было! Приходилось искать их даже в соседних регионах…
– Рядом со стадионом есть еще один сложный объект – станция метро «Новокрестовская», которую построили всего за пару лет. По меркам нашего города, это довольно быстро.
– У Георгия Полтавченко есть много уникальных управленческих решений. Одно из них такое: «Если у тебя завал, то ты берешь раскладушку и перемещаешься на строительную площадку». Благодаря этому мы и успели вовремя. Шучу.
На самом деле «Новокрестовская» – это действительно сложный объект. Метростроевцы столкнулись с тяжелыми грунтами и валунами, мешавшими своевременной проходке. Отставания были существенными – доходило даже до 7 месяцев! Еще были трудности, связанные с качеством материалов или оборудования (зачастую оно просто не соответствовало необходимому уровню!). Шишек мы набили много… Но главное – учиться на своих ошибках. Поэтому сейчас входной контроль качества в строительстве проходит в моей работе красной нитью.
– Вместе с мостом Бетанкура город получил еще и проблему – дом 5 по Ремесленной улице.
– Да, там действительно третий этаж от конструкций моста отделяет всего 70 сантиметров – можно рукой дотянуться. Но я никогда не скрывал и не буду скрывать, что это ошибка. Точнее, сразу несколько ошибок. Первую допустили еще на стадии техзадания и проектирования. Вторую – когда не учли требования по экологии, вибрации и шумам и посчитали, что жить в этом доме будет возможно. Я готов еще раз извиниться перед жителями!
– На какой стадии решение проблемы?
– Сейчас по поручению губернатора проходит сложный процесс по обследованию и отселению этого дома. Работу ведут профильный Жилищный комитет и администрация Петроградского района, персонально – глава Иван Громов. Я все это сопровождаю. Перед нами стоит задача закрыть вопрос до конца года.
– Читатели интересуются, по какому принципу выбираются дома для реставрации. Почему один дом ремонтируется, а второй может стоять годами?
– Тут срабатывают три подхода. Первый – состояние дома. Второй – туристические маршруты. Буду откровенен: гости города оставляют в Петербурге много денег. И гостиничному бизнесу, и общественному транспорту, и музеям – всем, кто завязан на туристические потоки. Поэтому мы обязаны сделать так, чтобы лицо Северной столицы всегда выглядело привлекательно. И третий подход – дома, которые на основании обращений граждан включает в программу Георгий Полтавченко.
– Близится День Военно-морского флота. Одной из точек притяжения станет Кронштадт. Хотелось бы спросить, что ждет этот город – как он будет развиваться?
– Кронштадт всегда был для нас некой пилотной экспериментальной территорией. Компактное расположение, ограниченная численность населения, типовые проблемы… Это такой Петербург в миниатюре. Поэтому много проектов мы начинаем и обкатываем в Кронштадте, а в случае их успешной реализации переносим на весь город. Нам удалось наладить в Кронштадте надежное и безопасное электроснабжение. Здесь мы опробовали модель оператора коммерческого учета коммунальных ресурсов. И именно тут мы начали вести большую работу по линии Министерства обороны (передачу городу объектов культурного наследия и земельных участков). И проблем в Кронштадте уже значительно меньше, чем было 10 или даже 5 лет назад. Сейчас основная головная боль – это транспортная доступность района. Но и эту проблему можно решить, сделав второй выезд с КАД. Так что у Кронштадта перспективы очень хорошие.
– Сейчас многие проекты реализуются в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), всевозможных концессий… Как вы на это смотрите?
– Давным-давно я усвоил истину, что государственно-частное партнерство практически в любом случае ведет к одному результату: почти все расходы несет бюджет, а риски берет на себя государство. Злоупотреблять этим механизмом нельзя. Думаю, что более приемлемый для нас вариант – подготовка полноценного проекта и привлечение под него облигационных займов. Это шанс получить недорогие деньги на большой промежуток времени. Мне вспоминается одна история. В начале 2000-х президент России Владимир Путин поставил задачу построить два объекта. Один из них – трасса Чита – Хабаровск, а второй – восточное полукольцо петербургской КАД. Мы обратились за помощью в Европейский банк реконструкции и развития, который согласился выделить деньги на оба проекта. Знаете, какие были условия? 3% годовых (плавающая ставка: euro LIBOR по американскому доллару плюс 1,5%)!
– Тем не менее в Петербурге есть проекты в рамках ГЧП… Это и Западный скоростной диаметр, и трамвай «Чижик» в Красногвардейском районе.
– Есть, но сейчас мы прорабатываем разные решения вопросов. Я считаю, что важно уйти от «минимального гарантированного дохода», который закрепляется в инвестиционном соглашении и оборачивается на деле дополнительными расходами городского бюджета.
– Это тот случай, когда город оплачивает концессионеру разницу между планируемым и реальным доходом?
– Да. Минимальный гарантированный доход – инструмент, который позволяет спать спокойно бизнесу и который заставляет находиться в напряжении государство или город. Мы стремимся снизить риски с нашей стороны.
– Не так давно прозвучала идея построить в Петербурге частную станцию метро. Есть ли что предложить инвестору в этом случае?
– Я очень боюсь становиться заложником какой-нибудь одной организации. Это всегда плохо. Согласен, что любая успешная компания рано или поздно монополизирует рынок, но этот фактор должен подталкивать к более активному формированию конкурентной среды. Вот смотрите. У нас был «Мостострой №6», был «Мостоотряд №19»… Где они сейчас? Сегодня осталась только одна компания – «Пилон». Всего одна мостовая организация в Петербурге… Вас это не смущает? Меня смущает. И Георгия Сергеевича смущает. Поэтому сейчас мы находимся в поиске еще одной компании, которая будет заниматься мостами.
– Есть ли кто-то на примете?
– Есть. Но всему свое время!
Справка:
Игорь Николаевич Албин. Родился 4 октября 1966 г. в городе Исилькуль (Омская область). Выпускник Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС, специальность «правоведение, государственное и муниципальное управление, финансы и кредит»). С 25 октября 2007 г. по 13 апреля 2012 г. – губернатор Костромской области. С 17 октября 2012 г. по 8 сентября 2014 г. – министр регионального развития Российской Федерации. С 12 ноября 2014 г. – вице-губернатор Санкт-Петербурга. В администрации Северной столицы Игорь Албин отвечает за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, выявления, учета, сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Санкт-Петербурге, инвестиционной политики, энергетики, транспорта, тарифного регулирования.
Игорь Албин в том числе координирует и контролирует деятельность:
• Комитета по градостроительству и архитектуре (за исключением вопросов формирования архитектурного облика города),
• Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры,
• Комитета по строительству,
• Комитета по транспорту,
• Комитета по энергетике и инженерному обеспечению,
• Комитета по тарифам СПб,
• Комитета по развитию транспортной инфраструктуры СПб.