Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Сергей Ильченко: «Sпарта» детям не игрушка

Неожиданно посреди лета Первый канал достал из своих закромов сериал «Sпарта», который снял 3 года назад даровитый режиссер Егор Баранов.
Сергей Ильченко - колумнист "Петербургского дневника" Фото: Петербургский дневник

Новый телесериал про увлечение жестокой компьютерной игрой «подогрел» и без того горячие споры о вреде и пользе подобного вида досуга.

Неожиданно посреди лета Первый канал достал из своих закромов сериал «Sпарта», который снял 3 года назад даровитый режиссер Егор Баранов. Нынче его знают все поклонники кино острых переживаний. Достаточно вспомнить фильмы «Саранча» и проект «Гоголь». За это время и западный кинематограф уже успел откликнуться на популярность компьютерных игр фильмом «Первому игроку приготовиться». Да и наше кино отметилось на сей счет дилогией «На игре». Но то были экранные опыты, скорее, сами напоминающие геймерский мир. Сериал Егора Баранова оказался куда более серьезной и весомой репликой в полемике о том, что есть для нас сегодня мир цифровых технологий.

Если подходить к этому восьмисерийному творению с точки зрения жанра, то мы увидели вполне традиционный детектив о расследовании факта самоубийства школьной учительницы. Но творческая хитрость авторов «Sпарты» в том и заключалась, что незаметно, но последовательно они выводят прямую зависимость поведения и поступков своих молодых персонажей, учеников одного выпускного класса, от увлечения некой загадочной компьютерной игрой, в которой имитируется мир реальный со вполне зримыми персонами, «заимствованными» и оцифрованными из окружающей действительности. Проще говоря, играя всем классом в эту самую «Sпарту», юноши и девушки мстят и разбираются с теми, кто досаждает им в жизни.

В определенном смысле можно утверждать, что Егор Баранов предъявляет счет тому самому миру компьютерных забав, который нынче превратился в мощную индустрию и формирует вполне конкретную психологическую зависимость, деформирующую личность любого геймера – независимо от возраста, пола, национальности и образования. Честно говоря, жутковато наблюдать за тем, как целый класс ярких личностей превращается в манипулируемую секту, во главе которой стоит некий Барский (его играет ныне популярный Саша Петров). Уроки «Школы» Гай-Германики не прошли даром для мира телевизионных сериалов. То, что тогда казалось из ряда вон выходящим, в нынешнем сериале превратилось в суровую, но порой вялотекущую обыденность школьных будней. Такое ощущение, будто героям «Sпарты» некогда учиться и они целиком поглощены выяснением отношений.

В этом пункте, пожалуй, и возникают сомнения относительно соответствия сюжета сериала тому, как ведут себя нынче выпускники и чем заняты головы старшеклассников. Но от этих сомнений не отмахнешься, ибо нынче в каждой школе (или гимназии) есть компьютерный класс, не говоря уже о домашних компьютерах учащихся. Не хочется думать, что все так серьезно и жестко с виртуальной зависимостью тысяч и тысяч мальчиков и девочек, а также их пап и мам. Но то, что Всемирная организация здравоохранения официально признала компьютерную зависимость заболеванием, требующим лечения, – факт, над которым стоит задуматься.

В «Sпарте» таких рецептов вы не обнаружите, но это вовсе не означает, что над этим не стоит думать. И хотя бы поэтому стоит смотреть этот качественно снятый сериал.

Закрыть