Архитектурная столица: в каком особняке можно вылечить зубы
В Северной столице насчитываются десятки красивых и необычных особняков, построенных в самых разных архитектурных стилях. «Петербургский дневник» показывает самые любопытные дома, представляющие направление модерн.
С «РЕНО» ВО ДВОРЕ
Здание под номером 11 на Стремянной улице – собственный доходный дом архитектора Алексея Бубыря. Особняк возвели в 1906-1907 годах. Постройка считается образцом северного модерна.
Кроме архитектурных особенностей интересна и судьба владельца здания. Алексей Бубырь построил два десятка доходных домов в Северной столице, но здание на Стремянной улице нравилось ему больше всего. Зодчий даже выкупил его и устроил в нем свою мастерскую. Бубырь был не только архитектором, но и одним из первых петербургских гонщиков. Поэтому во дворе дома когда-то находился гараж для его автомобиля «Рено».
ОСОБНЯК СТОМАТОЛОГОВ
Другой особняк в стиле модерн находится на улице Рентгена, 9. Это здание, построенное в 1907 году, когда-то принадлежало железнодорожному инженеру Сергею Чаеву. Путеец разбогател на строительстве Транссибирской магистрали и мог позволить себе купить дом.
Особняк на улице Рентгена возвели по проекту архитектора Владимира Апышкова – автора Большеохтинского моста. Требований у заказчика строительства было много, например отсутствие темных и даже полутемных коридоров, но зодчему удалось выполнить каждое из них.
Особого внимания заслуживает внутренняя планировка здания. Посетители особняка рассказывают, что там легко потеряться в пространстве...
«Гостя встречает высокий цилиндрический холл. Наверху он завершается зеркалом. Оно умножает пространство и окончательно путает. Кажется, что потолка нет...» – рассказывает петербурженка Анастасия Осипова.
В 1926 году в этом здании расположилась зубная поликлиника, с тех пор дом в шутку называют особняком стоматологов. Зубные врачи практикуют тут по сей день! На Рентгена, 9, находится стоматологическая поликлиника №17.
НОВЫЙ СТИЛЬ
Еще в 1885 году дом 9 по Большой Конюшенной улице был скромным и непримечательным. Но зданием завладела жена коллежского советника и камер-юнкера Татьяна Эрнестовна Сильванская, и уже к 1899 году этот дом превратился в пышный особняк. Вот он – женский подход...
В 1902 году особняк приобрел капитан гвардии Василий Слепцов, по просьбе которого архитектор Леонид Фуфаевский надстроил дворовые флигели и пробил широкие проемы для витрин на первом этаже. Так здание стало еще более презентабельным.
«Леонид Фуфаевский создал на фасаде концентрированный, сгущенный образ нового стиля, – подчеркивают специалисты Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. – Мягкая пластика форм, криволинейные текучие очертания, утрированные детали, обильный декор с преобладанием растительных мотивов – всем этим демонстративно заявляет о себе ранний модерн».
РАБОЧИЙ ГОРОДОК
В XIX веке фамилия Нобель была тесно связана с нашим городом. Семейство шведских изобретателей и промышленников жило в Петербурге и даже владело «Нобелевским рабочим городком» – целым комплексом зданий в районе Сампсониевского проспекта.
Один из домов был построен в стиле модерн – это дом 20 по Лесному проспекту. Он замыкал «рабочий городок», и в нем жили служащие машиностроительного завода «Людвиг Нобель». От простого общежития для рабочих это здание отличало много особенностей. Так, почти все квартиры были пятикомнатными и с хорошими планировками. Внутри были камины и роскошные двери. Настоящий особняк!
НА ЗАМЕТКУ
1904 год ознаменовал расцвет в Петербурге такого направления, как северный модерн. Спрос на дома, построенные в этом стиле, был чрезвычайно высок. Особо важную роль в этом сыграл русский архитектор шведского происхождения Федор Иванович Лидваль, построивший жилой комплекс в самом начале Каменноостровского проспекта.
СПРАВКА
Художественное направление модерн было распространено в конце XIX – начале XX века. Одним из главных принципов этого стиля стал отказ от прямых линий в пользу более естественных и природных.