Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: читатели и почитатели

Рассуждая о том, где сегодня люди черпают информацию и в какой форме хотели бы ее получать, вспоминаю строки Цветаевой: «Читатели газет, глотатели пустот...» Действительно, в наше динамичное время граждане хотят читать как можно меньше общих рассуждений и пространных текстов «ни о чем». Люди сегодня ценят время и желают получать по любому интересующему их поводу конкретную и точную информацию в сжатой, концентрированной форме. Мир изменился, и вместе с ним изменились требования к журналистам: помимо традиционного умения анализировать они должны выхватывать из потока информации самую злободневную и оперативно придавать ей лаконичную, оптимальную для восприятия данной аудиторией форму. Недаром так высок процент горожан, которые предпочитают узнавать новости из бесплатных изданий, распространяемых в метро.
Татьяна Протасенко: читатели и почитатели Фото: Петербургский дневник

Рассуждая о том, где сегодня люди черпают информацию и в какой форме хотели бы ее получать, вспоминаю строки Цветаевой: «Читатели газет, глотатели пустот...» Действительно, в наше динамичное время граждане хотят читать как можно меньше общих рассуждений и пространных текстов «ни о чем». Люди сегодня ценят время и желают получать по любому интересующему их поводу конкретную и точную информацию в сжатой, концентрированной форме. Мир изменился, вместе с ним изменились требования к журналистам: помимо традиционного умения анализировать, они должны выхватывать из потока информации самую злободневную и оперативно придавать ей лаконичную, оптимальную для восприятия данной аудиторией форму. Недаром так высок процент горожан, которые предпочитают узнавать новости из бесплатных изданий, распространяемых в метро.

СЦ «Мегаполис» провел недавно очередной опрос об отношении петербуржцев к СМИ. Этот мониторинг мы ведем с 1998 года, когда 63% опрошенных признавались, что регулярно читают газеты. Этот показатель стойко держался до апреля 2012 года, потом пошло снижение, которое достигло «дна» в апреле 2014 года, а затем цифры снова пошли вверх. Сегодня газеты (как платные, так и бесплатные) читают 48-50% опрошенных.

Если говорить о структуре чтения, то более 60% от числа потребителей всей газетной продукции все же читают бесплатные газеты. И это связано не столько с фактором цены, сколько с системой распространения бесплатных СМИ: большую часть потребителей этого сегмента составляют активные горожане, которые ездят в метро и бывают в других местах их распространения. Интересно, что зарубежные читатели бесплатных газет, в отличие от отечественных, обычно не уносят их домой.

А у нас, напротив, расширяется круг семейного чтения газет. Среди этой группы большую долю составляют люди старше 55 лет, причем степень обеспеченности не влияет на пристрастия по части чтения. Социологи, однако, выявили четкую закономерность: читатели бесплатных газет чаще ходят на выборы (их активность выше, чем тех, кто получает новости из Интернета). Более молодые предпочитают краткую форму изложения новостей, тогда как люди постарше читают и аналитику. Причем тематически горожане тяготеют к материалам, описывающим отнюдь не жизнь звезд, а особенности повседневной жизни людей в стране и за рубежом. Среди пользователей Интернета больше мужчин, чем женщин, это преимущественно люди в возрасте до 45 лет (65%), а пользователи старше 60 лет составляют лишь 15-17%.

Если говорить о читателях «Петербургского дневника», который прочно занял свою нишу среди бесплатных городских газет, то его чаще читают люди старше 40 лет, которые себя позиционируют скорее как средний класс. На выборы читатель «ПД» ходит довольно активно, и этот сегмент потребителей информации довольно точно отражает половозрастную структуру жителей Петербурга. Газета их привлекает тем, что является официальным органом городского правительства, и они ищут там достоверную информацию, касающуюся, в частности, выхода и применения новых законов, изложенную в лаконичной форме.

Закрыть