Яндекс.Метрика
  • Максим Сю, Ксения Ахметжанова

Петербург готовится к книжной экспансии

Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев рассказал «ПД» о том, что ждет рынок распространения прессы в Петербурге, куда наш город совершит книжную экспансию, и обрадовал поклонников литературы новым грандиозным событием, которое состоится этой зимой.
Петербург готовится к книжной экспансии Фото: «Петербургский дневник»

Председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев рассказал «ПД» о том, что ждет рынок распространения прессы в Петербурге, куда наш город совершит книжную экспансию, и обрадовал поклонников литературы новым грандиозным событием, которое состоится этой зимой.

– Сергей Григорьевич, только что в России закончился чемпионат мира по футболу. Как вы оцениваете это событие?

– Перед открытием чемпионата мне задали три вопроса: пойду ли я на матчи, какие прогнозы даю на выступление сборной России и кто будет победителем ЧМ. Я обещание сдержал и сходил на матч Марокко – Иран со всей семьей. Это такие эмоции, такая энергетика, которая не передается через телеэкран! Еще я пообещал, что сборная России из группы выйдет. Взял на себя ответственность. Тут можете мне плюс поставить. Ну а третий вопрос – он политический. И я выкрутился, сказав, что победит одна из европейских стран.

Что касается рабочих моментов, то мы получили хорошую практику еще в ходе проведения Кубка конфедераций. Перед нашим комитетом стояла важная задача по организации пресс-центра для неаккредитованных СМИ. Медиацентр работал стабильно, профессионально. Я сам часто сюда приезжал и видел, что для журналистов он стал тем местом, куда они могут прийти, получить комментарии, взять интервью, посмотреть матчи, выйти в Интернет, поработать, выпить чаю, отдохнуть. То есть Дом журналиста стал той площадкой, которая и должна соответствовать таким значимым предприятиям, как чемпионат мира.

Были и другие задачи, которые перед нами стояли в преддверии мундиаля, это, например, информирование населения. Мы прорабатывали навигацию для гостей города. Вы, наверное, обратили внимание: на улицах есть указатели, маршрутизаторы. Печально, что на указателях рисуют граффити. Наша молодежь, видимо, таким образом пытается показать свою причастность к чемпионату. Это, в принципе, нехарактерно для Петербурга, но, к сожалению, такие истории происходят. Мы уже подключили Комитет по законности и правопорядку. Они нашли тех, кто это делает, провели с ними беседу. Но в целом, думаю, навигация отработала хорошо.

Еще одно направление – это зачистка от рекламы двухмильной зоны вокруг арены «Санкт-Петербург». Порядка 2-2,5 тысячи рекламных конструкций нам пришлось демонтировать. Это было одно из требований FIFA, чтобы не было конфликта интересов спонсоров, которые поддерживают чемпионат мира.

– В этом году мундиаль повлиял и на знаковое событие для Петербурга – праздник «Алые паруса»…

– Вокруг «Алых парусов» была большая дискуссия, решение о дате их переноса принимал губернатор. Конечно, чемпионат мира – это история важная, не каждой стране так везет. Но выпускной у ребят бывает раз в жизни, и мы, конечно, не могли лишить праздника 35 тысяч школьников. Мы постарались развести эти два мероприятия с точки зрения трафика и логистики: сократили время разведения мостов. В результате у нас не было негативных откликов. Уже много лет это мероприятие является для нас визитной карточкой, и не провести его было просто невозможно. Это же шоу европейского уровня.

Кстати, в этом году меня пригласили в Крым – туда, где жил Александр Грин. Я посетил его музей. Это маленький домик, традиционное для крымских южных территорий помещение. Заходишь во дворик – там виноградник. Экскурсовод с такой душой нам обо всем рассказала! Конечно, у Грина была непростая судьба. Что-то новое, безусловно, и мы, взрослые, можем для себя открыть, изучая его биографию, творчество. В итоге я пригласил экскурсовода, которая познакомила нас с музеем, в Петербург, чтобы она рассказала о писателе во время «Алых парусов». Важно познакомить школьников с писателем, чтобы они не забывали, какого масштаба это была личность.

– В начале 2018 года было объявлено, что Петербург собирается претендовать на звание Всемирной столицы книги. На каком этапе находится сейчас этот процесс?

– ЮНЕСКО – независимая организация, мы не можем повлиять на ее решение, а решать будут именно там. Однако нам подтвердили, что получили нашу заявку, оформленную на высоком уровне. Нас поддержали Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Работали и наши комитеты – Комитет по культуре, Комитет по развитию туризма и наш Комитет по печати и взаимодействию со СМИ. Мы постарались показать Петербург не только как книжную столицу, но и в целом рассказать о городе.

Что мы получим в итоге? Конечно, это статус, узнаваемость на самом высоком уровне, популяризация города как книжной и интеллектуальной столицы. Хотя, признаюсь, иллюзий мы не питаем и не ожидаем финансового дождя. Но, независимо от того, будем мы признаны книжной столицей или нет, будем готовить проект постановления на 2020 год об отдельной программе, развивающей сферу, в которой мы уже преуспели. Я имею в виду популяризацию чтения прежде всего. Напомню, что Северная столица была признана самым читающим регионом в России в прошлом году. 

– Санкт-Петербургский международный книжный салон стал настоящим брендом города. Существуют ли идеи, как его развивать дальше? 

– Принято решение провести следующий Книжный салон с акцентом на два направления. Это историческая и детская литература. Проанализировав ответы потенциальных участников, мы пришли к выводу, что около 80% опрошенных поддерживают эти важные темы и готовы участвовать в следующем Книжном салоне. Учитывая растущую популярность этого события, мы приняли решение о проведении в декабре Зимнего книжного салона. Он вновь пройдет в самом центре Петербурга. Там будут проводиться круглые столы, будут оборудованы и места для встреч с писателями. Более того, мы ведем переговоры о том, чтобы организовать там театральную сцену, чтобы по вечерам шли спектакли. Там же будем подводить итоги салона, награждать писателей. Отмечу, что Зимний книжный салон большей частью будет проведен за счет внебюджетных средств. К этому мероприятию есть большой интерес со стороны бизнеса.

Кроме того, мы хотим привлечь к мероприятию журналистов Северо-Запада России. В этом году в мае в рамках Международного книжного салона мы увидели большой интерес со стороны коллег из регионов Северо-Запада. Поэтому мы решили взять инициативу на себя и пригласить их на Книжный салон. Если говорить о дальнейших планах, то есть предложение организовать выездной Книжный салон в одном из регионов. Мы хотим начать книжную экспансию в другие регионы. 

– Тот же вопрос относительно Книжных аллей, география которых уже вышла далеко за пределы Петербурга. Где еще и с какой периодичностью планируется их проводить? 

– У нас они, как известно, проходят не только в городе, но и в садоводствах, где отдыхают петербуржцы. В этом году в проекте приняли участие 60 садоводств. Также этот проект уже работает в Крыму. В этом году наши Книжные аллеи месяц проработали в Ялте. И это важно, так как Ялта переживает туристический бум. Ранее там были проблемы с набережной. Сегодня она очищена от различных конструкций и торговли, но нам предоставили уникальную возможность оставаться на набережной в течение целого месяца – с 5 июня по 5 июля. Мы отработали достаточно успешно, за месяц книжные ряды посетили 40 тысяч человек.

Вы знаете, существует стереотип о том, что Ялта – это пиво, чипсы, вареная кукуруза и праздношатающиеся отдыхающие в тапочках. Но когда в прошлом году люди увидели, что на набережной продается не пиво, а книги, это был настоящий культурный шок. И когда приехали туда в этом году, люди вспомнили нас и принимали с благодарностью. Не будем забывать, что это не чисто коммерческий, а социальный проект. Нам очень приятно, когда люди приходят, заказывают литературу.

Еще одно любопытное новшество этого года – возрождение студенческих отрядов. В этом году из Северо-Западного института печати в Крым выехали 10 лучших студентов, которые хорошо зарекомендовали себя в ходе учебного года. Они получают разные профессии – это и журналистика, и PR, и менеджмент. Ребята получили бесценный опыт. Мы полностью взяли на себя расходы по их проживанию, питанию, перелету, при этом студентам еще и выплатили зарплату. 6 июля мы их встретили, ребята вернулись из Крыма довольные и загорелые. Считаю, что проект получился удачным. 

– Не можем не вспомнить еще один проект, популяризующий чтение. Речь идет о «Мобильной библиотеке» в метро… 

– Не буду скрывать, что этот проект мы подсмотрели в Минске. Но там был не поезд, а один вагон. В Москве тоже сделали поскромнее. Но мы решили сделать по-петербургски красиво и брендировать весь поезд – и снаружи, и внутри. Мы сделали это для того, чтобы привлечь новую, молодежную аудиторию. С мая по октябрь этот поезд можно встретить в метро. Когда мы впервые только запустили его, люди были удивлены: все-таки непривычное зрелище. Сразу даже боялись заходить в вагоны. Но сейчас уже привыкли и пользуются «Мобильной библиотекой» с удовольствием. Тем более что у нее имеется явный петербургский акцент. Нашим обязательным условием было присутствие в списке скачиваемых книг 40 произведений писателей из Северной столицы. Очень хочется, чтобы этот проект шагнул за пределы метро и, может быть, появился в трамваях и троллейбусах. 

– В последние годы правительство Петербурга стало уделять больше внимания петербургским писателям. Какие меры поддержки действуют сегодня? 

– Давайте начнем с того, что мы сейчас проводим этот круглый стол в Санкт-Петербургском доме писателя. Поверьте, не в каждом городе вы найдете такой дом. Помимо этого город совместно с частными издателями помогает им издавать книги. К примеру, у нас выходила серия «Писатели на войне, писатели о войне». Опыт издания серий оказался удачным, книги, оформленные в едином формате и стиле, вызвали большой интерес у читателей. Тираж увеличивался в геометрической прогрессии. Жесткую и вызывающую дискуссии книгу Николая Никулина, повествующую о блокаде, раскупили очень быстро. Продали около 8 тысяч книг и потом еще просили допечатывать. Писатели, конечно, должны чувствовать себя комфортно, но вместе с тем мы понимаем, что они не должны почивать на лаврах и думать, что за них все сделают. Сегодня, на мой взгляд, в городе существует разумный баланс, когда есть поддержка города, но она не чрезмерна и не мешает свободному творчеству.

Еще одно направление нашей работы по поддержке писателей – дача в Комарово. Нам удалось благодаря твердой позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и Росимущества остановить рейдерский захват этой территории, который, на наш взгляд, там был. Сегодня суд встал на сторону Росимущества, позиция которого заключается в том, чтобы вернуть эти земли в федеральную собственность. И мы уже обратились в Росимущество, чтобы землю передать в казну. Комитет имущественных отношений сейчас прорабатывает правовые механизмы, чтобы этот объект использовать с пользой для писателей. Там есть два уникальных места. Во-первых, это дачи писателей – там стоит и домик, в котором жила Анна Ахматова. Во-вторых, это Дом творчества писателей, находящийся в плачевном состоянии. Эта дача в последний раз молоток видела лет 30 тому назад. Поэтому мы сейчас изыскиваем возможности, чтобы отремонтировать здание, но это пока история не на ближайшую перспективу. 

– Каких современных писателей вы можете отметить? 

– Что касается наших современников, то это, конечно же, Евгений Водолазкин – наш друг, с которым мы много общаемся. Помимо того, что он прекрасный писатель, он хороший, скромный человек, олицетворяющий связь эпох. Ему есть, о чем рассказать. Он очень близко общался с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Общение с таким человеком дорогого стоит, и Евгений Водолазкин передает этот бесценный опыт нам. Еще отмечу Илью Штемлера. Я недавно прочитал его произведение, оно называется «Детский сад». Название вроде бы несерьезное, но оно настолько глубокое, что даже взрослый человек после знакомства с этой книгой начинает многое переоценивать в собственной жизни. 

– Что вы скажете о схеме распространения печатной продукции в городе? Назрели ли изменения в этой сфере?

– 
Проанализировав ситуацию, мы столкнулись с системной проблемой. Комитет по печати сегодня осуществляет государственную политику в части распространения печатной продукции, но никак не влияет на другие важнейшие вопросы. С кого, к примеру, спросить за безобразие на рынке печатной продукции, когда по документам киоск с газетами торгует не газетами, а колготками? Начинаешь искать ответственных, а их нет, и вся эта неразбериха приводит к ужасным ситуациям.

Однако с этой проблемой можно справиться. Губернатор Санкт-Петербурга принял решение наделить Комитет по печати полномочиями по комплексному контролю всей сферы распространения печатной продукции. То есть мы станем единоличным органом, который будет заниматься включением объекта в схему, подготовкой адресов, заключением договора, контролем платежей и работы торговой точки.

Надеюсь, что к сентябрю мы получим соответствующие полномочия и сможем навести порядок, создав для бизнеса понятные правила игры. Так, нам придется вместе с предпринимателями подумать над внешним видом киосков, который не менялся уже чуть ли не 60 лет. Бизнес готов инвестировать средства, но ему важно, чтобы работа осуществлялась в правовом поле и была рассчитана на дальнюю перспективу. Мы со своей стороны готовы поддержать распространителей печатной продукции и влиять на их ценовую политику. Если мы дадим им возможность торговать сопутствующими товарами, например кофе и булочками, то они готовы снижать розничные цены. 

– А вы сами как предпочитаете читать книги – в электронном виде или в бумаге? 

– Я не читаю электронные книги. Когда улетел в отпуск, то взял с собой воспоминания Бисмарка. Книга была издана в 40-м году без купюр. 

– Один из бичей нашего города – это незаконные объявления. Как проходит борьба с нелегалами? И в принципе, возможно ли побороть это явление? 

– У нас есть система «Автодозвон», которая работает с конца прошлого года. Робот звонит по телефонам, указанным в нелегальных объявлениях, и предупреждает о недопустимости такой рекламы. За первое полугодие в систему попало более 1,5 тысячи номеров. К сожалению, пока эффективность данной меры невысока. Здесь может помочь исключительно комплексный подход. Собственники конструкций по 4 раза в день проверяют свои объекты и удаляют эти бумажки. Я сам видел, как на Невском проспекте женщина наклеивала объявление на тумбу. Я ее пожурил, она отошла, а как только мы ушли, сразу его повесила.

Отмечу, что эта беда характерна не только для нас, но и для других регионов страны. Кстати, мы обратили внимание на опыт Москвы. Дело в том, что если посмотреть на телефоны и имена, то становится ясно, что все эти услуги определенного характера. Москва в борьбе с этим злом сделала ставку на дворников и полицию. Столица очень жестко к этому явлению подошла. И сегодня центр Москвы полностью зачищен от такой рекламы.

– Не секрет, что благодаря работе Комитета по печати была принята новая схема размещения рекламных конструкций. Насколько сейчас возможны изменения в этой схеме? И к чему горожанам стоит готовиться: станет ли рекламы еще меньше? 

– На протяжении многих лет рекламы становилось только больше. И постепенно наш город перестал быть музеем под открытым небом, все заполонила реклама. На сегодняшний день мы уменьшили число рекламных конструкций с 15 до 8 тысяч. Убрали их с Дворцовой, Кронверкской набережной, Невского проспекта. Осталось до конца августа демонтировать еще 300 крупногабаритных нависающих конструкций, которые расположены на разделительных полосах.

Но в то же время мы не просто «зачистили» город, мы вывели сферу рекламы в правовое поле и дали возможность работать бизнесу. Таким образом, мы увеличили поступления от рекламы в городской бюджет в 2 раза и в то же время очистили Петербург от назойливых конструкций. Лично я – не сторонник кардинального изменения схемы размещения рекламных конструкций ни в сторону уменьшения, ни в сторону расширения. Но работать есть над чем. Например, сегодня мы вместе с Комитетом по градостроительству и архитектуре прорабатываем вопрос переноса рекламных видеоэкранов из центра города в спальные районы. 

Закрыть