Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

В Петербурге на процессе по делу террористической организации почти все фигуранты признали вину

Московский окружной военный суд рассмотрел дело региональной ячейки организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», признанной в России террористической организацией.
На завтрашнем заседании выступят свидетели дела Фото: Анна Кострова/ «Петербургский дневник»

Московский окружной военный суд на выездном заседании в Петербурге начал рассматривать уголовное дело очередной группы предполагаемых участников региональной ячейки организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», признанной в России террористической.

Для слушания был назначен самый большой в здании Ленинградского окружного военного суда зал, поскольку для скамьи подсудимых, на которой оказались шестеро граждан России и двое граждан Таджикистана, потребовался очень вместительный «аквариум». На местах для слушателей было немноголюдно: особняком держались жены обвиняемых, облаченные в хиджабы. Лишь супруга подсудимого Максима Цветкова контрастировала с ними коротким платьем и непокрытой головой. Ей, правда, долго сидеть в зале не пришлось: женщина проходит по делу свидетелем, так что ее попросили до поры до времени удалиться.

Несостоявшийся железнодорожник

Большинство обвиняемых были задержаны 8 ноября 2016 года. Последние задержания произошли в конце июня 2017 года. Тогда суд отправил в СИЗО гражданина Таджикистана Мирзобарата Мирзошарипова и уроженца этой республики Магомеда Ахимова. Первый, как ранее писал «ПД», в России жил нелегально, а на родине успел отбыть срок за террористическую деятельность.

Председательствующий судья Евгений Зубов расспрашивал каждого об отдельных страницах биографии. Так выяснилось, что единственный славянин, уроженец Смоленской области Максим Цветков, является и самым младшим. Ему 26 лет. Учился в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения, но ушел с третьего курса.

«Просто я поступил на коммерческое отделение. Учился без троек, пытался перевестись на бюджет, но не получилось», – пояснил причины ухода из вуза несостоявшийся железнодорожник.

Самый старший, 46-летний гражданин Таджикистана Фарход Нурматов, оказался единственным обладателем диплома о высшем образовании. В Петербурге, как звучало в январе прошлого года в суде при избрании меры пресечения, он сожительствовал с матерью осужденного в 2016 году за участие все в той же запрещенной организации петербуржца Сергея Яблокова.

Признание вины

Имя последнего, а также имена ряда других ранее осужденных по делу петербургской ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» лиц, неоднократно звучали и в оглашенном прокурором Сергеем Лариным обвинении. Ряд нынешних фигурантов в свое время проходили свидетелями, но в итоге сменили статус на обвиняемых. Всем восьмерым вменяется ч. 2 появившейся несколько лет назад в Уголовном кодексе РФ ст. 205.5 («организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»).

Нет, никаких взрывов они не совершали. Подсудимые, за которыми зорко следили вооруженные спецназовцы в балаклавах, как следовало из оглашенного обвинения, так или иначе общались с ранее получившими срок, собирались в общежитиях и на квартирах, изучали идеологическую литературу и продвигали идеи так называемого «всемирного халифата» в Сети, попутно привлекая новых членов в свои ряды из добропорядочных мусульман, которых якобы вводили в заблуждение. Между тем подобное «пребывание» в организации, которая названа террористической, предусматривает срок наказания больше, чем за убийство. Просто за участие грозит от 12 до 20 лет лишения свободы, а создание может потянуть даже на пожизненный срок.

Оказалось, что пятеро обвиняемых уже при ознакомлении с делом заявили ходатайство о рассмотрении их дела в особом порядке без исследования доказательств. В итоге встал вопрос о разделении дела, что означало возврат его прокурору. Однако, выслушав мнение подсудимых и их защитников, тройка судей в итоге посчитала нецелесообразным идти на этот шаг, который бы очень затянул рассмотрение дела. В случае признания виновными суд, конечно, учтет ходатайство при назначении наказания.

Признавших вину оказалось больше, чем ходатайствовавших об особом порядке. Лишь Мирзошарипов заявил, что не считает себя виновным. «Ни в каких террористических организациях я участия не принимал», – заявил мужчина.

Выяснив отношение каждого подсудимого к предъявленному обвинению и позицию адвокатов, председательствующий объявил об отложении. Завтра в суде начнут выступать свидетели.

Закрыть