Яндекс.Метрика
  • Людмила Рождественская

Перезагрузка по-фински: новый взгляд на старого соседа

Получается, я езжу в Финляндию уже второй век подряд. И до недавнего времени отношение к соседней стране складывалось, прямо скажем, сезонно-потребительское.

В столице Финляндской Республики Хельсинки сегодня состоится первая полноформатная встреча президентов РФ и США – Владимира Путина и Дональда Трампа. В преддверии этого исторического события «ПД» решил показать ближайшего соседа с неожиданной стороны.

Получается, я езжу в Финляндию уже второй век подряд. И до недавнего времени отношение к соседней стране складывалось, прямо скажем, сезонно-потребительское. Немного икры-рыбы-кофе-Fairy по дороге на лыжный курорт или в аквапарк, шопинг на распродажах и «откатать визу». В общем, типичная ситуация для типичного петербуржца.

А тут Ассоциация СМИ Северо-Запада позвала в пресс-тур по приглашению муниципалитетов Иматры и Лаппеенранты.

И я увидела совершенно новую для себя Южную Карелию – край контрастов, парадоксов и бешеного драйва. Вы удивлены? Не верится, что страсть и скорость – это про Финляндию? Тогда попробую расшатать ваши стереотипы.

Какой финн не любит быстрой езды?

Гонять на мотоциклах, опережая ветер, медлительные финны начали еще в 50-х годах прошлого века. В Иматре международные мотогонки по дорогам проводили с 1962 года. Средняя скорость участников на трассе протяженностью около 5 километров составляла более 150 километров в час, но на отдельных участках у отдельных участников она могла быть значительно выше.

Так, еще в далеком 1986 году Эско Купаряйнен (Esko Kuparinen) уже ехал 264 километра в час. И это не на специальном трековом покрытии, а на обычном асфальте, правда, финском.

Сегодня международный чемпионат по дорожным гонкам состоит из шести этапов, которые проносятся по городам Бельгии, Германии, Чехии, Голландии. По понятным каждому россиянину причинам, в России они пока не проводятся…

Но есть хорошие новости и для нас – начиная с 2016 года, после 30-летнего перерыва, возобновили этап в Финляндии (IMATRANAJO), на который, кстати, сразу же заявились и ребята из Санкт-Петербурга. И теперь в начале июля не надо далеко ехать, чтобы посмотреть, как гонщикам из 15 стран разрешается ездить по улицам Иматры со скоростью до 300 километров в час против обычных 60-ти. Поглазеть на это зрелище в 20-тысячную Иматру съезжается до 50 тысяч зрителей, среди которых с каждым годом все больше россиян.

И я их понимаю! Одно дело, когда ты наблюдаешь с высокой трибуны, как парни на треке нарезают круги, и совсем другое, когда нереальные киборги на бешеной скорости реально проносятся мимо тебя на расстоянии нескольких метров. Даже пара минут таких наблюдений рождает непередаваемые ощущения, адреналин зашкаливает, как на американских горках. А заодно становится понятно, почему не стоит превышать скорость в обычной жизни.

«Да, здесь нет резких поворотов, больших перегрузок, как на треке, но нет и того покрытия, зон вылета, – рассказали участники IMATRANAJO-2018 Михаил Шумилин и Артур Зангиев, вице-чемпионы СПб 2017 года в классах супербайк и суперспорт. – Это обычная городская улица с бугорками, ямками. На скорости около 300 километров в час сильно трясет, от впереди летящих байков может что-то прилететь или под колеса, или в тебя…»

В общем, очень опасно, но ребята, по их словам, стараются об этом не думать, а думают,  как «заехать» в десятку лидеров. Кстати, как представителю правительственного издания, мне было приятно услышать, что Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга поддерживает наших ребят, помогая оплатить стартовый взнос, транспортные расходы.

Финансы в этом затратном виде спорта, конечно, играют немалую роль, но вопрос, почему медленные с виду финны пока едут гораздо быстрее, остается открытым, и искать ответ каждый из нас может сам, став зрителем этих удивительных гонок.

Лето-летом, а снег – в избу!

Что опять не удивило в Финляндии, так это погода. Но, раз уж я взялась рассказывать об острых ощущениях и контрастах, то лыжные гонки в середине лета под проливным дожем – это как раз то, что надо! Соревнования «Снег –  в избу!» (Lunta Tupaan) проводятся в Иматре начиная с 2015 года. Уровень представительства участников – олимпийские чемпионы. В первом сезоне, например, бежали наши Никита Крюков, олимпийский чемпион 2010 года, серебряный и бронзовый призеры Александр Панжинский и Алексей Петухов.

А в этот раз нам повезло увидеть, как соревнуются двукратный олимпийский чемпион 2014 и 2018 годов Ийво Нисканен и обладатель титула «король лыж», двукратный олимпийский чемпион 2014 года, легендарный норвежец Петтер Нортуг.

Участники стартуют в четверках, по восемь забегов. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. Не знаю, каково бежать по летнему снегу с солью (добавляют, чтоб не таял), а наблюдать за этим сражением – еще один новый для меня вид бешеного удовольствия!

Организатор соревнований Яни Валкеапяя – самый креативный спортивный менеджер, уж в Южной Карелии точно! Это он придумал, чтобы 500-метровый трек стадиона спортивного комплекса Уконниеми не простаивал летом. Некоторые умеют найти деньги для своей идеи, а вот Яни придумал, где взять снег летом!

Чуть позже, когда мы, промокшие, но довольные перешли с трибун в соседнее сооружение – современный крытый стадион под названием «Авиаспорт арена», советник мэра Имарты Теа Лайтимо указала на огромную песчаную гору, возвышающуюся за окном. Оказывается, эта гора только с виду песчаная, а на самом деле –  снежная, объемом 47 тысяч 800 кубов. Ее насыпают зимой, сверху закидывают мелкой щепой, похожей на песок. В таком виде снег без особых потерь хранится до октября.

Именно отсюда Яни берет свои 3 тысячи кубов на обустройство июльской лыжни на треке.

Вся остальная снежная масса идет на создание 5-километровой трассы в лыжном парке, который традиционно открывается уже в середине осени. Так что всех любителей контрастов ждут в Иматре начиная с 20 октября на «Лыжню первого снега». 

Представляете, как это здорово – покататься на лыжах по настоящему осеннему лесу, а потом оказаться в «Волшебном лесу» – спа-комплексе расположенного по соседству отеля «Иматран-Кюльпюля», в котором, кстати, для любителей быстрой езды на пятой точке появилась новая 80-метровая горка.

Остров скитов

В 15 минутах езды от Лаппеенранты находится порт Йоутсено (Joutseno). Здесь нас встретили Микко Икявалко (Mikko Ikävalko) с сыном, запаковали всех в спасательные жилеты и погрузили в катер. Сказать, что мы плыли, будет обманом: мы, вцепившись в поручни, низко, как те крокодилы, летели над Саймой, обмирая от скорости, красоты и встречного ветра. Микко периодически из рубки поглядывал на нас, видимо, пересчитывая. Через полчаса экстрима он виртуозно причалил к острову Илконсаари (Ilkonsaari).

Удивительная тишина, прозрачная вода, воздух, которым не надышаться. И вдруг на тропинке возникает… православная часовенка, как игрушечная, но самая настоящая – с куполом, крестом и иконами внутри. Мы не верим своим глазам. Причал у берега – логично, обустроенное пространство для костра с посудой и дровами под крышей – отлично, и даже комфортабельный туалетный домик с туалетной же бумагой, несмотря на обилие густых кустов с листьями, тоже можно объяснить финской любовью к природе. Но как здесь оказались эти православные часовенки?

Оказывается, Илконсаари по разрешению Фонда отдыха Южной Карелии решено сделать островом скитов, чтобы путешественники могли не только насладиться природой, но и получить духовную радость, помолиться, поблагодарить Бога, создавшего такую красоту. Всего планируется построить около 10 культовых объектов – реплик различных храмов. Самая северная часовня на острове будет копией часовни Святого великомученика Георгия XVI века, которая находится в поселке Нейден в Норвегии, всего в 12 километрах от Северного Ледовитого океана, также будут представлены скиты – начиная от Валаамского и Коневецкого, Афонских монастырей и заканчивая знаменитым монастырем Иоанна Богослова на острове Патмос в Эгейском море.

Проект грандиозный по духовной значимости, но сами скиты и церквушки будут не помпезными, а миниатюрными – от 4 до 12 метров. Их возводят в разных стилях, от южного – византийского и средиземноморского до северного – славянского и карельского, с его традициями бревенчатого зодчества. Мы увидели три скита, все они освящены и открыты для посетителей, замков нет.

Впрочем, если кто-то далек от веры, а хочет просто отдохнуть, не отвлекаясь от купания, собирания лесных даров, рыбной ловли и единения с природой, деликатное расположение скитов как будто специально продумано, чтобы не оскорбить чувства неверующих.

Сауна… в тайге 

Следующим пунктом нашего путешествия по Сайме стал остров Мууконсаари (Muukonsaari). Всего 20 минут незабываемого водного лета обратно, в сторону Лаппеенранты, и на причал нам помогают сойти уже два джентльмена – Микко и его партнер по бизнесу, товарищ и, как вскоре оказалось, прекрасный повар Томи Варис (Tomi Varis). В программе – сауна с купанием в Сайме и ужин из только что пойманной рыбы.

Но сначала – небольшая экскурсия по острову, вернее, по той его части, которую ребята взяли в аренду у фонда, чтобы из дикой травы сделать зеленый газон с футбольным полем, проложить тропинки, построить причал и несколько домиков-спален, большую сауну, столовую-гостиную и пространство для барбекю.

Их команда называется «Тайга-Сайма» (TaigaSaimaa). А почему нет? По концепции Микко, отдых, который они предлагают, – это полное соединение с природой. Если что – дикий хвойный лес а-ля «тайга» тут же, в пешей доступности. На острове есть разные удобства, но нет электричества и, по-моему, даже мобильной связи. В домиках – двухэтажные кровати, в туалетах, как водится на этих островах, туалетная бумага, в сауне – березовые и можжевеловые веники и чистые полотенца.

Если сказать, что мы получили удовольствие от всего перечисленного, то опять обману. Мы все – а наша компания состояла из тех, кто виды видывал и за столами сиживал – были в состоянии экстаза. Но тихого. Потому что сауна в тайге на Сайме – это перезагрузка тела, а ужин от Томи, состоящий из салата и свежекопченой рыбы – это вообще без слов: язык проглочен.

А когда сын Микко принес каждому на десерт по безупречному блину с ягодным вареньем, декорированным двумя березовыми листочками и цветком иван-чая, дамы прослезились.

…И тут я окончательно поняла, что тягостная обуза «откатать визу» в Финляндии для меня больше не существует. Прощайте однодневные потребительские набеги. Произошла перезагрузка, поэтому – здравствуй, Финляндия, страна острых ощущений, фантастического релакса и богатой истории. Но впечатления о музеях и достопримечательностях – вы уж, пожалуйста, сами, не дожидаясь новых публикаций.

КСТАТИ 

Природа – одно из национальных богатств Финляндии, которым они умеют пользоваться так, что оно только приумножается. Усилим парадокс – финны придерживаются концепции: люди всех национальностей имеют право на пользование финской природой. Конечно, они надеются, что это пользование будет ответственным, видимо, привыкли судить по себе. Так, в Лаппеенранте специально создан Фонд отдыха Южной Карелии. Он занимается тем, что обустраивает для путешественников необитаемые острова южной Саймы, которые не являются частными владениями.

Кстати, еще один финский парадокс для нашего сознания – здесь не делают ничего напоказ или специально для иностранных туристов. Комфортно, интересно и позитивно в Финляндии должно быть всем – и своим, и гостям. Может быть, поэтому в 2017 году россияне оставили в регионе Иматры и Лаппеенранты 363 миллиона евро.

Закрыть