Яндекс.Метрика
  • Анастасия Лучкова

Авиакомпании проверят на законность ценообразования в самолетах

УФАС заинтересовалось ценообразованием на услуги питания на борту самолетов – эта фраза не вяжется со следующим предложением. Надо отбивать.

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) заинтересовалось ценообразованием на услуги питания на борту самолетов. В ближайшее время могут пройти проверки, в ходе которых перевозчикам порекомендуют выбирать поставщиков еды с приемлемым прейскурантом.

Некоторые авиакомпании устанавливают более чем высокие цены на еду во время полетов. Рейсы на недалекие расстояния не сопровождаются больше обязательным обеспечением питания пассажиров. «Петербургский дневник» выяснил, какие законы нарушают авиакомпании, взвинчивающие цены во время полета в 10 раз выше розничных.

В период отпусков как никогда становятся актуальными последние изменения в правилах туристических фирм или авиакомпаний. От качества их услуг отчасти может зависеть и сам отпуск петербуржцев. Корреспондент «Петербургского дневника» стал свидетелем неприятной ситуации на борту одной из авиакомпаний, предложившей за все время полета в качестве перекуса бутерброд и кофе, но щедро предлагавшей платное меню. В наименовании были лишь пюре быстрого приготовления и шоколадные батончики, стоимость которых превышала розничные цены в 8 раз. К слову, на сайте авиакомпании ознакомиться с меню и прейскурантом невозможно.

«Петербургский дневник» обратился с вопросами в Управление антимонопольной службы и к юристам и выяснил, законно ли такое ценообразование, какую ответственность могут понести за это авиакомпании, кто регулирует порядок цен на борту самолетов и на что может рассчитывать пассажир, оказавшийся в подобной ситуации.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Как отметили в УФАС, любая проверка организации начинается с поступления жалоб в органы. Обращений по поводу высоких цен в меню самолетов на данный момент в петербургском управлении нет. При этом специалисты отмечают: жалобы на ценообразование в аэропортах и поездах еще недавно шли беспрерывным потоком. Проблему решили. В поездах теперь можно выбрать услугу питания самостоятельно или же отказаться от нее. В аэропортах удалось снизить цены на товары и упаковку багажа.

«Границей установки цен в частных компаниях всегда должна быть человеческая совесть. Частные авиакомпании не подлежат регулированию государственными органами, установить предельный уровень цен для них не могут. По аналогии с железнодорожными перевозками в похожей ситуации нам удалось добиться такого правила, при котором в поезде можно отказаться от питания на усмотрение пассажира», – рассказал «Петербургскому дневнику» руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу Вадим Владимиров.

Специалисту ведомства вторят и юристы, разъясняя порядок действий. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не остаться голодным, перелетая из страны в страну, стоит изучить правила авиакомпании. В том случае, если на сайте не указана какая-то информация, например не предоставлено меню с ценами, лучше заранее сделать скриншот. Потом будет проще доказать свою правоту.

«С точки зрения ценообразования, если вы заметили неадекватно высокие цены, стоит обратиться с жалобой в УФАС. Если же проблема заключается в том, что на сайте компании нет информации о питании или она представлена не в полном объеме, следует обратиться с заявлением в Роспотребнадзор. Либо же покупать еду в самолете, сохранять все чеки и потом уже обращаться с претензией в авиакомпанию», – рассказал «Петербургскому дневнику» юрист, член экспертного совета по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей Комитета Государственной думы РФ по экономике и политике Алексей Койтов.

Юрист также добавил, что авиакомпании зачастую предоставляют информацию обо всех своих правилах в неудобной форме. Они расписаны на нескольких листах и чаще всего клиенту проще быстро купить билет, нежели долго изучать все уставы компании.

«Когда клиент покупает билет, ему необходимо поставить галочку "Я ознакомлен со всеми правилами". Правила расписаны на несколько листов и их никто не читает. Если в правилах авиакомпании где-то и есть пункт о питании в самолете, то он сильно спрятан либо же отсутствует. На мой взгляд, важные правила должны быть особо выделены, чтобы с ними ознакомился каждый пассажир еще до полета», – добавил Алексей Койтов.

Порядок действий

Если все же вы решили обратиться в контролирующие органы и считаете, что услугу в авиакомпании вам предоставили не в полной мере, то следует запомнить несколько правил. Все, вызывающее сомнение, должно быть запротоколировано.

«В соответствии с законом "О защите конкуренции", к заявлению о нарушении антимонопольного законодательства должны быть приложены документы, подтверждающие это нарушение. Это могут быть фотографии или объяснения каких-то других пассажиров. В маршрутных квитанциях, как я уже замечал, никакой информации о питании тоже нет. Компания заключает с пассажиром договор на перевозку в форме покупки билета, и пассажир должен четко представлять, какую услугу он получает, что входит в стоимость», – советует Вадим Владимиров.

При наличии некоторой доказательной базы можно отправить жалобу в УФАС, приложив все собранные доказательства. К слову, авиакомпания не имеет права предоставлять еду разного качества. Как объяснили в ведомстве, такая нездоровая конкуренция на борту самолета недопустима.

«Вот вам блюдо от компании "Ромашка", а вот – от компании "Фиалка". У "Фиалки" несколько дешевле, но качество хуже. Такой ситуации на борту воздушного судна, конечно, быть не должно. Разумеется, цены на продукцию в самолете всегда будут дороже, чем в розничной сети. Ведь ее нужно доставить на борт, упаковать соответствующим образом и проверить с точки зрения авиационной безопасности. Все это делает цену на продукцию дороже. Тем не менее котлета или кусок рыбы не должны стоить больше, чем сама перевозка», – добавил Вадим Владимиров.

Грядут проверки

Как подчеркнул Вадим Владимиров, проверки на ценообразование на борту самолетов в последние годы не проводились из-за отсутствия жалоб. Но данный инцидент не останется без внимания. Так что вскоре, возможно, наступит то время, когда вслед за урегулированием цен в аэропортах и поездах нас приятно порадуют цены в самолетах.

«Надеюсь, вскоре мы к этому придем. Все должно быть согласовано: пассажир должен иметь право отказываться от дополнительных услуг, если хочет сэкономить, но при длительных перелетах авиакомпания обязана кормить пассажиров», – заключил Вадим Владимиров.

Закрыть