Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Зубастая невеста: «Русалка: озеро мертвых»

Новому отечественному ужастику «Русалка: озеро мертвых» от режиссера Святослава Подгаевского сложно угнаться за кассовыми сборами популярных зарубежных лент, выходящих с ним в прокат на этой неделе. Впрочем, постановщику это и не требуется. Его проект, основанные на отечественных мифах и легендах уже продан в 140 стран мира. Остается узнать, как к «Русалке» отнесется самый главный критик – отечественная публика.

Новому отечественному ужастику «Русалка: озеро мертвых» от режиссера Святослава Подгаевского сложно угнаться за кассовыми сборами популярных зарубежных лент, выходящих с ним в прокат на этой неделе. Впрочем, постановщику это и не требуется. Его проект, основанный на отечественных мифах и легендах, уже продан в 140 стран мира. Остается узнать, как к «Русалке» отнесется самый главный критик – отечественная публика.

«Петербургский дневник» картину посмотрел и считает ее приемлемой для ознакомления с молодым жанром «русского хоррора».

Не ходи у ночного озера

Ну Руси поговаривали, что у ночного озера в полном одиночестве находиться опасно. Ведь там живет русалка, которая может погубить дюжего молодца, да и всех членов его семьи. Водяной монстр с легкость дурманит взглядом и тащит на дно в тину и водоросли, а оттуда, как известно, нет пути на белый свет.

В такой вот переплет и попадает молодой пловец Роман (Ефим Петрунин), который неожиданно получает от отца ключи от их старого дома на берегу озера. Туда герой отправляет не один, а с другом Ильей, который решает устроить для товарища мальчишник со всеми вытекающими оттуда последствиями. Однако Роман от веселья и пьянящих напитков убегает и идет купаться в ближайший водоем. Выбравшись на поверхность, пловец встречает девушку, с которой тут же страстно целуется. После этого Роман начинает страдать обезвоживанием, видит галлюцинации и чахнет на глаза. Теперь его невесте Марине (Виктория Агалакова) и сестре Ольге предстоит спасти парня от неминуемой гибели и разгадать тайну собственной семьи.

Жуткий фольклор

Святослава Подгаевского отечественная пресса называет весьма пространным словом «хоррормейкер». Дело в том, что фильмы именно этого режиссера критики хоть как-то могут переварить и не сильно обругать. Подгаевский уже успел заработать себе имя не только в России, но и за рубежом, удачно продвинув свои последние проекты. Речь о фильмах «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста». Кстати, в последней главную роль вновь сыграла Виктория Агалакова, которая уже точно стала одной из любимых актрис постановщика.

«Пиковая дома» и «Невеста», как и «Русалка», основываются на славянских легендах, неких языческих таинствах, о которых нам могли рассказывать бабушки и деды. Ну уж очень любили наши предки добавлять в и без того жуткие леса и болота различных домовых, леших, водяных и русалок. При этом, эти же люди совершенно не боялись гадать в полутьме, вызывать души умерших предков, искать суженного в отражении зеркала и швырять сапоги в окно на Рождество.

В столь загадочном мире духов и зародились все идеи для последних фильмов Подгаевского. Скажем честно, отечественная публика смотри на это равнодушно, мол, и без того натерпелись от всякого лесного сброда наши предки, нечего и нам. Кто-то пытается сравнивать молодой и неокрепший жанр «российского ужастика» с его куда более весомым западным собратом, но подобные аналогии в корне не верны. Ведь в фильмах Подгаевского совсем другая почва для развития сюжета. Это точно интересует заморских прокатчиков, может понравиться и нам.

Битва с монстром

Русалка как самостоятельный персонаж уже давно фигурирует в мире кино. Про хвостатое существо из морских пучин снималось множество ужастиков. Столь колоритный монстр есть даже в недавнем проекте от студии «Среда» - «Гоголе». Русалку использовали и в менее «страшном» кино, к примеру, в ленте Рона Ховарда «Всплеск», где одну из главный ролей играет совсем молодой Том Хэнкс.

В общем и целом, наполовину женщина, наполовину рыба – уже давно мелкает на больших экранах и удивить ее появлением публику сложно. Поэтому требует дополнительный антураж и весомая мотивация. Без больших придирок, у Подгаевского по части мотивации и антуража все в полном порядке, как и в прошлых его проектах.

Старый дом смотрится жутко. Одинокий пирс, сгнившая лодка и кривоватый фонарный стол добротно пугают, ну а сам диковинный лес и вовсе стоит по всем правилам древних славян – в него одному суваться точно не стоит. Удачно сценаристы поработали и с темой воды. Один из основных элементов стихии тут стал настоящим оружием сил зла, но и для положительных персонажей сыграл определенную роль. Складывается ощущение, что Роман и Марина воде как таковой раньше доверяли слишком много, а теперь расплачиваются за лишний плевок с темный омут.

Весь реквизит для «Русалки» Подгаевский спокойно прихватил из его прошлой ленты «Невеста». Уж очень знакомо смотрятся подсветки, старые избы, раритеты, артефакты и прочая мелькая киношная мишура, но в этом точно нет большой проблемы. Фильмы у режиссера объединены идеей общего фольклора и пенять их за одинаковость не стоит. Лучше воспринимать это как одну реальность, в которой только у Агалаковой изредка меняются наряды.

До последней капли

При всех понятных и ощутимых плюсах «Русалка» смотрится значительно слабее «Пиковой дамы» и тем более «Невесты». Для Подгаевского «Озеро мертвых» что-то в стиле дополнительного жанрового эксперимента, который постановщику необходим для выхода в свет его нового фильма «Яга: Кошмар темного леса», который появится в 2019 году. Судя по предварительной задумке, тут будет еще больше мифов, тайн, пугающей черноты и других магических и языческих ритуалов. Может и плясок у костра дождемся.

Разговор про актерскую игру для «Русалки» не имеет значения. Сам жанр «хоррора», как мы привыкли за последние годы, уже не подразумевает под собой серьезных работ исполнителей. Всех больше волнует сам монстр и его появления.

Тут можно сильно не переживать, скримеров, скрипов и различного рода пугалок в «Русалке» даже слишком много, но Подгаевский все же пытается заставлять зрителя находиться в постоянном напряжении. Успех его задумок зависит только от эмоциональности и стрессоустойчивости публики. Из всего богатого фольклора о русалках Подгаевский точно выжал максимум, не оставив и капли для повторного маневра, но сильного хоррора у него все же не получилось. На то она и русалка – в воде не тонет, в огне не горит, да и в кино не сильно манит.

«Русалка: озеро мертвых» в кино с 12 июля.

Закрыть