Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Велосипеды изобретать: петербургский конструктор теперь помогает детям с ДЦП

Подробнее об особенностях своего увлечения Игорь Баронас рассказал в интервью «Петербургскому дневнику».

Житель Петербурга Игорь Баронас – обладатель редкой и необычно звучащей профессии – изобретатель велосипедов. Он разработал и построил более 100 велосипедов и веломобилей. Среди них самый высокий в мире велосипед, велосипед-кровать, миниатюрный двухколесный конь. Однако сейчас конструктор, по собственному признанию, реализовал все личные экстравагантные задумки и теперь использует свой талант в социально важных целях – делает специальные байки для детей с ДЦП. Подробнее об особенностях своего увлечения Баронас рассказал в интервью «Петербургскому дневнику».

– Когда вы начали строить велосипеды? 

– Сколько себя помню, с самого детства катаюсь на велосипеде. Мои родители тоже любили велосипед, мы выезжали на прогулки всей семьей. 

Первый мой опыт по доработке велосипеда случился, когда мне было около 12 лет. У меня был детский велосипедик на двенадцатидюймовых колесах. Я вырос из него, но кататься хотелось. Я удлинил подседельную трубу и руль, поставил звезду побольше. Получился такой интересный велосипед для взрослых, но на детских колесах. Он смотрелся очень необычно. Тогда такого вообще не было, да и складные велосипеды были большой редкостью.

Потом, в 14 лет, я начал серьезно заниматься велоспортом. Меня называли Ааво Пиккусом – в честь известного эстонского велогонщика того времени. Позже, в 1980-е, в литовском городке Шауляе проводились всесоюзные конкурсы по конструированию веломобилей. В этом городе также был велосипедный завод Vairas, который выпускал подростковые велосипеды «Орленок» и «Ласточка». Я успел поработать на нем конструктором. На конкурсы приезжали издалека: из Йошкар-Олы, Иркутска, Москвы, Питера, Одессы, Киева. На конкурс выставлялись порой более 65 конструкций. В то время я очень интересовался новинками из мира веломобилей, велоконструирования и рекордов. Тогда американцы построили веломобиль «Вектор», который развивал скорость более 100 километров в час.

Потом все это затихло в связи с развалом Советского Союза. Людям стало не до того.

– А чем вы занимались в 1990-е? 

– Вел кружок веломобильного конструирования в ДК имени Газа у детишек из средней школы. Мы с ними строили велосипеды и веломобили, участвовали на них в парадах и даже получили серебряную медаль за участие на выставке в ВДНХ. Один из моих учеников стал главным менеджером по СЗФО одной из велосипедных фирм. Так его любовь к велосипедам переросла в профессию.

Конструкторские идеи из шуток прошлого века

– Когда вы начали делать свои экстремальные проекты? 

– У меня был перерыв, когда нужно было обеспечивать семью. Я занимался автомобильным бизнесом и мне было не до велосипедов. Но потом, лет 15 назад, решил вспомнить свое хобби и создать велосипед, который будет отличаться от остальных высотой посадки. Первое, что мне пришло на ум, – это конструкция XIX века, велосипед-«паук». Однако я понял, что такие велосипеды не приспособлены для катания в современных условиях, а я хотел шокировать публику и проехать по Невскому проспекту. На «пауке» опасно ездить в автомобильном потоке, да и с него легко перелететь через руль, если колесо попадет в яму. Я решил сделать нечто другое, более заметное.

Так появился «Желтый ангел» высотой 1 метр 90 сантиметров, что выше «паука». Он получился складным и достаточно легким. Это самый популярный велосипед у петербуржцев. На нем хотят прокатиться все, когда он участвует в каких-то праздниках или фестивалях. Я держу велосипед спереди, когда люди на него забираются. Большинство без труда едут, но некоторые начинаются бояться, когда только забираются на «Ангел».

Потом я решил сделать велосипед из спинки кровати. Идею позаимствовал у комика XX века – увидел такой аппарат на какой-то старой картинке, воплотил его в жизнь и поучаствовал в шуточном пробеге «Тыква-race» в Дюнах. Тогда фотографии с велосипедом-кроватью стали очень популярны в Интернете.

Затем я создал самый маленький велосипед – с колесами от роликовых коньков. Он был с фиксированной передачей, на нем очень сложно ездить – максимум проехал метр.

В прошлом году решил построить самый высокий велосипед в мире. В книге рекордов Гиннесса было написано, что сейчас рекорд принадлежит бельгийцу, который создал байк высотой 6 метров 29 сантиметров. Еще я нашел видео в Интернете с Кубы. Там стоит толпа народа где-то в Гаване. Изобретатель забирается на 7-метровый велосипед, но не может на нем проехать. Там что-то пошло не так, возможно, заклинило цепь.

Мне захотелось сделать такой велик, на котором можно проехаться. В это же время мне заказали 6-метровый велосипед, но, чтобы побить рекорд, я сделал его высотой 6 метров 43 сантиметра и попытался оседлать его. Когда забрался только наполовину, стало страшновато. В прошлом году, в день моего рождения, я договорился со знакомыми альпинистами, чтобы они повесили страховку в Камскому саду на Васильевском острове. Вся дистанция была около 50 метров. Друзья также подстраховали меня снизу с помощью специальных труб. Еще я пригласил всех желающих прокатиться, но таких не нашлось. Забрался на велосипед и наконец проехался на нем сам.

– Сколько вы изобрели велосипедов?

– Честно сказать, я сбился со счета. Около сотни, может быть, больше. Смысла патентовать их нет: это ничего не дает, просто бессмысленная бумажная волокита.

– Как начинается идея нового проекта? Вы делаете чертежи и расчеты или действуете по наитию? 

– Я не делаю детальных чертежей, обхожусь эскизом масштабом 1:10. Но сначала нужна сама идея. Например, был интересный проект в прошлом году: я делал театральную велоплатформу под специальный шатер. Причем она должна была быть разборной и на ней планировалось перевозить детей. Я долго думал, как это сделать, и все получилось.

Когда родители ездят со своим ребенком на велосипеде

– Ждать от вас новых интересных творений?

– Честно говоря, все, что я хотел сделать необычного, я уже сделал. Такие проекты особенно никому не нужны, на них просто интересно прокатиться разок, в них нет никакого практического смысла.

– И чем вы занимаетесь теперь?

– В последнее время я помогаю родителям с детьми, больными ДЦП. Все началось с того, что заказчик Виктор из Петрозаводска долго искал специальный тандем, чтобы кататься со своим ребенком. Он нашел такой на американском сайте, но он был очень дорогим. Конструкция велосипеда такова, что малыш сидит впереди и крутит педали, а самим байком управляет сзади взрослый с помощью большого удлиненного руля.

Я сделал такой для Виктора. Потом об этом узнали многие и стали заказывать мне аналогичные велосипеды. Еще я делал трехколесные велосипеды для детей с ДЦП. У этого заболевания есть разные степени: кто-то может крутить педали и управляться с рулем, а кто-то даже сидеть не может самостоятельно. Это интересно, когда родители ездят со своим ребенком на велосипеде, а не просто везут его в коляске. А тут – малыш крутит педали, как все обычные люди. Иногда делаю велокаты, на которых ребенок перебирает ногами, а его руки можно фиксировать на руле, при этом родители могут контролировать этот процесс. У нас никто не выпускает таких конструкций, их очень тяжело найти.

– Вы делаете нечто подобное для взрослых людей с ограниченными возможностями? 

– Один парень из Твери заказал мне трайк (трехколесный велосипед. – Ред.) с полной подвеской. Дело в том, что его жена любила кататься на велосипеде по полям и лесам. На обычной коляске так нельзя – она может двигаться только по ровной поверхности, а тут грунтовые дороги. Для этого я построил трайк с ведущим передним колесом с ручным приводом.

– Сколько стоит сделать такой специальный велосипед? 

– Базовый вариант тандема для детишек с ДЦП стоит от 50 тысяч рублей. Это дешевле, чем обычный заводской тандем. Трайк я тоже сделал за 50 тысяч.

Ездить в автомобиле в теплую погоду – преступление 

– Как развивается велосипедизация в Петербурге и России? 

– Год от года все больше людей пересаживаются на велосипеды, не только для развлечения, но и для поездок на работу. Да и водители стали очень хорошо относиться. Сколько ни езжу по городу, автомобилисты всегда ведут себя приветливо. Главное – никому не мешать и соблюдать правила. Если ты ведешь себя на дороге достойно, то и другие будут относиться к тебе так же.

У еще строятся и размечаются дорожки. Кто-то ищет в них недостатки: мол, непонятно, где они начинаются и заканчиваются. Но это все глупости. Раньше дорожек не было, и все ездили по своим делам. А теперь они появились, и я люблю ездить по дорожкам, чувствую себя в безопасности.

Еще они заставляют автолюбителей задуматься пересесть на велосипед: зачем добираться по городу 2 часа через пробки, если это же расстояние можно спокойно проехать на байке за 40 минут? Нужно посчитать, насколько это выгоднее и дешевле. Тогда люди поймут, что порой проще оставить автомобиль во дворе. Тем более, когда установилась такая замечательная погода, как сейчас! Для меня преступление ездить по городу в автомобиле, железной банке, когда на улице тепло и ты можешь крутить педали, чувствовать себя свободным.

– Популярность велосипедов в Петербурге может достигнуть европейского уровня? 

– В Голландии была большая проблема с автомобильными пробками в 1970-х годах. В Амстердаме установили большую плату за въезд в центр города. Люди посчитали, что эти деньги платить не стоит и намного удобнее пользоваться велосипедом. Наверное, людей нужно подтолкнуть к этому: они любят жить по инерции и не всегда готовы менять свой образ жизни. 

Но до Европы нам все же не дотянуть. Там города поменьше, нет таких огромных пространств, как у нас, на велосипеде удобно передвигаться повсюду. Такого развития не будет, но популярность растет, динамика положительная.

– Как развивается велопромышленость в РФ? 

– В России есть несколько фирм: Stels, Forward, Stark и Shultz из Петербурга. Но все заказывается в Китае и на Тайване, где делается 90% велосипедов в мире. Там можно заказать все, что угодно, отделку и наклейку. Так получается дешевле при нормальном качестве. Российские велосипеды вообще никак не уступают велосипедам иностранных производителей, так как они делаются на одних и тех же заводах.

– Можете посоветовать читателям, сколько денег нужно потратить на велосипед? 

– Я вообще считаю, что для обычного катания нет большой разницы между дешевым и дорогим велосипедами. Если велосипед за 5 тысяч рублей хорошо настроен, то обычному человеку он будет приносить столько же удовольствия, как байк за 50 тысяч. Но для гонок люди берут велосипеды получше. Разница чувствуется, только когда начинаешь тренироваться.

Закрыть