Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Опера – всем» снова приходит в город

Двенадцатого июля на Соборной пл. Петропавловской крепости откроется VII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем». Как строится репертуарная политика и какие спектакли мы увидим, рассказывает его арт-директор Виктор Высоцкий.

Двенадцатого июля на Соборной площади Петропавловской крепости откроется VII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем». Как строится репертуарная политика и какие спектакли мы увидим, рассказывает его арт-директор Виктор Высоцкий.

– Вы неизменный арт-директор фестиваля «Опера – всем». Расскажите, пожалуйста, что это за работа такая – арт-директор. В чем ее суть?

– Арт-директор занимается приглашением артистов, певцов, оркестров, режиссеров. Кроме того, я предлагаю названия опер, которые могли бы быть поставлены. Впрочем, это вовсе не означает, что, если у кого-то возникают сомнения или кто-то захочет предложить что-то свое, мы не станем это обсуждать. Все решения принимаются коллегиально. Я очень благодарен своим коллегам, потому что у нас сложилась настоящая команда. Это Юлия Стрижак – директор театра «Мюзик-Холл», первый человек, который произнес слова «оперный фестиваль на открытом воздухе». Фабио Мастранджело – музыкальный руководитель фестиваля и художественный руководитель театра «Мюзик-Холл». И художник-постановщик Юлия Гольцова, которая также работает с первого дня этого проекта.

– По какому принципу формируется репертуар?

– У нас несколько основных принципов. Первый – мы его сами себе создали – открывать фестиваль большой русской оперой, чтобы во главе всего была русская школа. Тем более что и Петропавловская крепость, и Соборная площадь с Петропавловским собором диктуют это.

Второй принцип – это разнообразие. Нам хочется, чтобы на фестивале обязательно звучала итальянская, немецкая и французская оперы.

Третий принцип, которого мне всегда очень хочется придерживаться, – чтобы оперные шлягеры соседствовали с чем-нибудь свежим, незатасканным, даже редко исполняемым, может быть, незаслуженно забытым, тем, чего нет в репертуарах других театров. Правда, это не всегда получается.

– Вы имеете в виду «Царскую невесту» и «Похищение из сераля», премьеры которых состоялись недавно?

– Да, для нас это было полной неожиданностью. Я думал, что мы сумеем первыми в городе показать «Похищение из сераля» Моцарта, а тут вышла премьера в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» у Александрова. Я не знал, что он собирается это делать. Для него наша афиша тоже оказалась, видимо, большим сюрпризом, причем настолько большим, что он даже запретил своим артистам участвовать в нашей постановке, вероятно, опасаясь, что я украду его идеи.

Как бы там ни было, это уникальный случай за всю историю фестиваля. А к «Царской невесте» вообще какой-то всплеск интереса. Эта опера сейчас идет в двух театрах – в «Зазеркалье» и Мариинском. И опять же, мы не знали, что так получится.

– Можно ли говорить об общей, может быть, сквозной идее всего фестиваля? Или каждая опера несет свой посыл?

– Все-таки, наверное, второе. В нашей афише представлены очень разные произведения, их ставят разные режиссеры. Ведь каждый из них рассказывает свою историю, предлагает свое решение. Поэтому сквозной идеологии, общей темы, наверное, нет. Кроме главной идеи фестиваля: дать возможность максимально большому числу горожан приобщиться к настоящему искусству.

– Расскажите о той опере, которую вы будете ставить.

– Это опера Моцарта «Похищение из сераля». У меня с ней связана своя история. Еще в 2003 году известный музыкальный критик, продюсер и литератор Алексей Парин заказал мне сделать переложение партитуры Моцарта для постановки в московском театре «Геликон-опера». И я настолько прирос к этой музыке, которой, кстати, ни у кого в репертуаре не было, что решил включить ее в афишу нашего фестиваля.

Мало кто знает, что именно это произведение Моцарта напрямую связано с Россией. Оно написано композитором в 1782 году специально в связи с визитом в Вену наследника престола великого князя Павла Петровича и его жены великой княгини Марии Федоровны, путешествующих по Европе под псевдонимом князей Северных. Турецкая же тема была выбрана в знак уважения к победившей в войне с Турцией России.

Это настоящий шедевр, изобилующий прекрасными ариями, остроумными ансамблями, красочной экзотичностью «турецкой музыки», какой ее представляли в то время. Поэтому получилось очень яркое, с турецким колоритом произведение.

Мы делаем слегка осовремененную версию. Герои оперы попадают в современный турецкий отель, работающий по системе «все включено». Причем это понятие мы трактуем довольно широко.

Я надеюсь, что получится некий микс ориентализма и романтизма, правда, немножечко современного. А великолепный фасад Екатерининского дворца как архитектурный шедевр стиля рококо, наличие турецких бань в парке по соседству и памятников, посвященных победе в Русско-турецкой войне, идеально соответствуют этому музыкальному шедевру той эпохи.

Добавлю, что «Похищение из сераля» – это зингшпиль, то есть опера с разговорными диалогами. В отличие от большой оперы, диалоги здесь не поют, а говорят.

Мы решили, что петь артисты будут на языке оригинала, то есть по-немецки. А диалоги, которые я пишу, будут звучать на русском языке. И моя задача в том, чтобы они подводили к идее номера. Поэтому я делаю свою версию, но раскрывать все карты не стану.

– Вы как-то сказали, что цель фестиваля не только рассказать о том, что есть замечательная музыка, но и приобщить людей к ней. В этом, наверное, и состоит главная идея и цель фестиваля «Опера – всем»?

– Да, и мы идем к этой цели. Расскажу вам об одном случае. Это было в прошлом году. Я ехал на электричке в Царское Село на закрытие фестиваля «Опера – всем». Но из-за проливного дождя поезд шел дольше обычного. За это время я успел пообщаться с пассажирами, которые ехали специально, чтобы посмотреть спектакль. И одна из женщин, видимо, не зная, с кем говорит, высказала мне целый ряд замечаний. Правда, сказала при этом, что была на «Вольном стрелке» и получила огромнейшее удовольствие от музыки. Вот ради этого мы и делаем фестиваль «Опера – всем».


Председатель Комитета по культуре СПб Константин Сухенко: «Благодаря фестивалю "Опера – всем" у каждого, кто любит оперу, есть возможность насладиться настоящим искусством в красивейших местах Северной столицы. Есть красота зала, красота интерьера. Но есть и очарование Петербурга».

Музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело: «Для меня большая радость работать с известными и любимыми режиссерами. В прошлом году мы открывали фестиваль оперой "Руслан и Людмила" в постановке Виктора Высоцкого. А в этом году закрываем фестиваль совместной постановкой "Похищение из сераля"».

Закрыть