Яндекс.Метрика
  • Ирина Лисова

Музей Бродского вышел из комнаты

Корреспондент «Петербургского дневника» поговорил с председателем правления Фонда создания музея Иосифа Бродского, искусствоведом и другом поэта Михаилом Мильчиком и узнал, каким будет музей.

История с музеем-квартирой Иосифа Бродского в Петербурге получила счастливое продолжение. Инвестор Максим Левченко, управляющий партнер Fortgroup и председатель попечительского совета Фонда создания музея Бродского, выкупил соседнюю с небольшим музеем квартиру в доме Мурузи.

Теперь там появится полноценный музей. Кроме того, это поможет решить другую проблему. Напомним, в доме проживает соседка поэта. Женщина, несмотря на все уговоры, переезжать не хочет. Но с покупкой соседней квартиры надобность в этом пока отпала.

Корреспондент «Петербургского дневника» поговорил с председателем правления Фонда создания музея Иосифа Бродского, искусствоведом и другом поэта Михаилом Мильчиком и узнал, каким будет будущий музей.

ОКНА СМОТРЯТ НА ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

Новая четырехкомнатная квартира располагается на втором этаже дома Мурузи и выходит окнами на улицу Короленко.

«Это прекрасная квартира рядом с мемориальной квартирой Бродского. Большая. Чуть меньше 200 квадратных метров. С анфиладной планировкой, что для музея хорошо. И окна смотрят на Преображенский собор. Она находится в хорошем состоянии, спасибо бывшим владельцам – супругам Малышевым», – рассказывает о новой «жилплощади» музея Мильчик.

Искусствовед уверен: теперь никаких препятствий для создания музея Бродского нет. Но вот про мемориальную квартиру этого сказать пока нельзя. Хотя создатели фонда уверены, что в будущем и это решится.

«Мы очень надеемся, что в близком будущем сумеем заполучить ту квартиру и тогда их объединим. Благо, когда-то, в дореволюционное время, там даже была дверь. Это была такая огромная квартира для сдачи в наем богатым людям», – объясняет Мильчик.

Но ждать не стали. В новой квартире, где, по понятным причинам, ничего мемориального нет, откроется частный музей, посвященный Бродскому.

«Частный музей теперь не редкость, есть даже большие такие музеи. Но вот частного музея мемориальной направленности я не знаю. Мемориальных музеев довольно много, но они все государственные», – отмечает Мильчик.

НОВЫЙ ЭТАП

Инвестором проекта выступает Максим Левченко. Но в фонде надеются привлечь и другие источники.

«Нельзя на одного человека вешать такие сложные и многогранные расходы. Это и оборудование, это и зарплата сотрудников, вы сами понимаете, что это удовольствие не из дешевых. У нас есть попечительский совет, и мы в какой-то мере рассчитываем на помощь его членов, но не только. В этом смысле будущий музей открыт и даже заинтересован в привлечении разных источников для своей жизни и существования», – объясняет Мильчик.

Фонд создания музея Иосифа Бродского существует почти 19 лет и теперь у него начинается новый этап жизни, когда «от деклараций приступают к делу».

ДОЛЖЕН БЫТЬ ЖИВЫМ

Концепции музея пока нет. В августе фонд собирается объявить конкурс на ее разработку. Ожидается, что в нем примут участие архитекторы и музейщики, которые предложат свои интересные идеи.

«Мы хотим сделать музей на территории новой квартиры интерактивным. С современными приемами экспонирования, чтобы посетители активно участвовали в постижении жизни и творчества нашего нобелевского лауреата. То есть чтобы не просто, как это часто бывает в старых музеях, ходили, любовались, смотрели, познавали и уходили, а чтобы было активное участие, чтобы люди сами в какой-то степени управляли экспозицией. Сегодня эти приемы уже известны. Не мы их придумали, но мы их хотим использовать. Потому что музей ориентирован в первую очередь на новое поколение», – делится мыслями Мильчик.

В экспозиции будут использованы аудиофайлы, видео и, конечно, фото. Сохранилось много записей того, как сам Бродский читает свои стихи. Есть интересные съемки, кадры из фильмов. Это значит, что люди смогут выбирать то, что им ближе, и то, что им интереснее.

Кроме того, музей должен стать местом встреч, по задумке создателей, преимущественно литературных и, возможно, музыкальных.

«Он должен быть живым, просветительско-культурным центром, ориентированным на молодежь», – поясняет Мильчик.

Он признается, что примером для создания музея Бродского служит Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

«Там очень активная работа ведется. Много всякого рода интересных разнообразных мероприятий. Ни в коем случае не дублируя их работу, но используя их опыт, я надеюсь, мы сможем найти свои формы подачи материала», – заключает Михаил Мильчик.