Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Китайскому дворцу в Ораниенбауме исполнилось 250 лет

Сегодня Китайскому дворцу в Ораниенбауме – редчайшему шедевру стиля рококо – исполнилось 250 лет. Главным подарком любимой резиденции Екатерины Второй и, конечно, всем посетителям, стали отреставрированные специально к юбилейной дате три интерьера: штофной опочивальни, будуара и кабинета наследника Екатерины – Павла Петровича.

Сегодня Китайскому дворцу в Ораниенбауме – редчайшему шедевру стиля рококо – исполнилось 250 лет. Главным подарком любимой резиденции Екатерины Второй и, конечно, всем посетителям, стали отреставрированные специально к юбилейной дате три интерьера: штофной опочивальни, будуара и кабинета наследника Екатерины – Павла Петровича.

Экскурсоводы не скрывают: посетителей, желающих увидеть чудо Антонио Ринальди, с каждым годом становится все больше. И все больше залов они могут посмотреть.

Сейчас к уже отреставрированным 10 помещениям прибавилось еще три.

В кабинете Павла Петровича, выполненном в стиле шинуазри, радуют глаз уникальные китайские мраморные и деревянные панно, которые украшают стены. И паркетный пол из редчайших пород дерева, восстановленный умелыми руками реставраторов-паркетчиков под руководством Волкодава.

Будуар работает на контрасте. Здесь обращает на себя внимание необычный цвет штофа – тяжелой шелковой ткани на стенах.

«Штоф был селадонового цвета», – говорит хранитель Китайского дворца ГМЗ «Петергоф» Татьяна Сясина. И поясняет, что это интересное название, селадон, на самом деле означает зелено-голубой цвет. Его можно видеть на всех панелях этого зала.

А вот одна из панелей по-настоящему уникальна. Это роспись XVIII века, которую реставраторы обнаружили в ходе проведения работ и специально оставили на откосе окна.

Еще одна удивительная находка – дверь, которая еще в XVIII веке разделяла будущий будуар с кабинетом Павла Петровича.

«Представьте себе наше удивление, когда на оборотной стороне одной из панелей мы увидели две створки двери, они были отделаны в одном вкусе художником Бароцци», – рассказала Татьяна Сясина.

С лицевой стороны двери украшены китайскими иероглифами. Говорят, это отрывки из сочинений поэтов-классиков так называемого Золотого века.

«Ни Екатерина, ни Ринальди не знали и не понимали, что этому дворцу будет уготована такая жизнь. Для них это была игрушка, она строилась не на века», – говорит генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

По ее словам, в те времена не проводилось серьезных геологических изысканий. И Ораниенбаум оказался построен на не очень удачном месте: здесь проходят водные ключи, поэтому состояние всех дворцов и тем более их реставрация и содержание – дело непростое. «У этого места очень сложная судьба», – отметила Елена Кальницкая.

Она вспомнила, что приходила сюда еще пятилетней девочкой. И даже показала фотографии из семейного альбома, сделанные возле Китайского дворца.

«Вот так моя судьба оказалась связана с Ораниенбаумом навсегда», – призналась Елена Кальницкая. И добавила, что второй раз жизнь привела ее в эти места после того, как 10 лет назад Ораниенбаумский комплекс вошел в состав ГМЗ «Петергоф».

«Тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сказала мне: "Идите и поработайте там прорабом", – вспомнила Елена Кальницкая. И подчеркнула, что очень благодарна судьбе за это.

На торжественной церемонии, посвященной дню рождения Китайского дворца, выступил исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов. «Это настоящий подарок всем, кому дорога история Санкт-Петербурга и России, кто дорожит нашим культурным наследием», – сказал он.

Александр Говорунов отметил: «Китайский дворец – не только бесценный образец стиля рококо. Это и символ победы: дворец выстоял в обороне блокадного Ленинграда и стал первым музеем в Ораниенбауме, открытым для посетителей всего через год после войны. Поэтому так важно было его отреставрировать».

Александр Говорунов поблагодарил всех, причастных к восстановлению Китайского дворца, и подчеркнул: «Вы заново открыли дворец для петербуржцев и гостей города. Вы сохранили этот шедевр для потомков».

В числе тех, кто сыграл огромную роль в реставрации дворца и стал главным спонсором музея, – ПАО «Газпром». Заместитель председателя правления этой компании Александр Медведев заявил, что чудесный Китайский дворец является «плодом просвещенной монархии» Екатерины II, и пообещал, что с финансированием дальнейших работ проблем не будет.

А планы Ораниенбаума действительно грандиозны. Как рассказала Елена Кальницкая, через 2 года здесь планируется открыть Катальную горку. В ее цокольной части предполагается разместить вторую очередь музея «Государевы потехи», где посетителям будут рассказывать, а в дальнейшем и показывать, как проходили балы, охота и прочие увеселения в этих местах.

«Так что планы у нас наполеоновские. У Ораниенбаума большое будущее, мы рассчитываем года через четыре, ориентировочно к 2023 году, закончить реставрацию, но все будет зависеть от финансирования. Тем более что к Ораниенбауму есть огромный, глобальный интерес», – сказал Елена Кальницкая.

Она также сообщила, что каждая очередь работ стоила около 300 миллионов рублей. А общая стоимость реставрации внутренних интерьеров Китайского дворца превысила 1 миллиард рублей.

Закрыть