Марина Дмитревская: «Можно ли повторить спектакль?»
Казалось бы, странный вопрос. Конечно, можно! Ведь спектакли в репертуарном театре идут по нескольку лет, а то и больше!
Но спектакли – как люди. Каждый день вносит крохотные изменения, и сегодня человек уже не совсем тот, что был вчера, – подхватил, например, насморк, влюбился или расстался с любимой, изменил прическу, вырвал зуб, разочаровался в себе…
Что же говорить о спектакле, в котором участвует не один, а много ежедневно меняющихся живых людей – от актеров до монтировщиков! У которых простуда и вырванный зуб…
Кроме того, говорят (и это истинная правда!), что по-настоящему спектакль созревает только на зрителе, раз от раза набирая силу, уверенность. Возникает дыхание, энергообмен между сценой и зрительным залом. Зритель – один из важнейших создателей театрального представления! И он всегда разный.
Зрители, пришедшие на премьеру, и зрители, пришедшие через год, видят разные спектакли. Это не значит, что премьерный спектакль хуже. К сожалению, чаще бывает наоборот. Спектакль постепенно теряет свежесть, актеры привыкают к тексту, партнерам, ситуации… Это как привыкание в супружеской жизни. Спектакли – как люди…
Спектакль не только нельзя повторить. Его нельзя передать через видеозапись. Нет, можно снять, смонтировать общие и крупные планы, выбрать необычный ракурс. Но это будет уже не спектакль, а смонтированный взгляд того, кто смотрит и делает видеоверсию.
А сидя в зале, вы сами выбираете, на кого смотреть, и вас может заинтересовать кто-то, молчащий в глубине сцены, а не произносящий монолог в центре ее…
Все это я – про живое и единственное в своем роде искусство театра. Про то, что, попадая в театр, мы оказываемся в пространстве неповторимого, того, чего не будет ни завтра, ни послезавтра. Картина так и будет картиной, спектакль – нет.
Поэтому в театр надо ходить постоянно – сравнивая, сопоставляя, переживая каждый раз заново.
Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала»