Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Казачий рок жив! Как потомственный казак создал свою группу

«Петербургский дневник» поговорил с лидером первой в России казачьей рок-группы Иваном Андриановым.

«Петербургский дневник» поговорил с лидером первой в России казачьей рок-группы Иваном Андриановым. 

БЕЗ КОНЕЙ И ШАШЕК 

– Группа «Ас Вентура» зародилась давно – 20 лет назад. Мы сами с Камчатки, а в середине нулевых переехали в Петербург. Захотели расширить свою аудиторию, – вспоминает Иван Андрианов. – Сначала мы были обычной панковской группой и пели а-ля Sex Pistols, протестуя против всех и вся: нам было по 16! (Смеется.) А потом один мой знакомый поинтересовался, не казак ли я. Уж слишком у меня фамилия «казачья» – Андрианов. Я был в замешательстве, но стал наводить справки. И узнал, что у меня в роду действительно были казаки. Так мы сочинили одну песню о казаках, вторую... И понеслось.

– О чем поют казаки? 

– Когда человек приходит в казачество, то он как самовыражается? Надевает папаху, хромовые сапоги, шинель, покупает нагайку... Для него это пока единственный способ показать, что он казак. В творчестве похожая ситуация. Поначалу мы через каждое слово вставляли в своих песнях «волю-волюшку», «вороных коней», «саблю вострую»... Определенный набор сюжетов в казачьем фольклоре есть, но со временем мы старались отходить от внешней атрибутики. Хотим быть казаками в адекватной современному контексту форме, жить здесь и сейчас. 

Чтобы казачье творчество не выглядело комичным, надо много знать: изучить историю казаков и своей семьи, фольклорное наследие и традиции. Причем не просто изучить, но и осознать себя частью всего этого! Иначе твое творчество будет неестественным и смешным.

– Каким же должен быть настоящий казак? 

– Начнем с того, что настоящий казак никому и ничего не должен. (Смеется.) Вот наш основной принцип. Главное для казака – это наша воля: жить по таким порядкам, как мы решим. Как следствие, казак должен быть готов отстаивать свою волю с риском для жизни и с оружием в руках: всегда было много желающих отобрать ее... Но вокруг воинственности казаков создано чересчур много мифов. На самом деле наш народ всегда прекрасно уживался со всеми соседними народами и культурами.

«НАСТОЯЩИХ МНОГО» 

– Существует ли казачье движение в Петербурге? 

– Конечно! Более того, оно достаточно развито. Когда я работал в штабе «Казачьей стражи», речь шла о нескольких тысячах казаков в Петербурге и Ленобласти.

– И все эти казаки настоящие? Или просто кто-то стремится примкнуть к модному сейчас движению? 

– Настоящий казак это ведь кто? Это тот, у кого есть предки среди казаков, и тот, кто сам себя таковым осознает. Таких людей действительно много.

– А что делать, если предков нет? 

– На этот вопрос в разных станицах ответят по-разному. Можно стать приписным казаком. Тогда не вы, но ваши дети будут считаться казаками. На Дону раньше хорошо знали, кто казак, а кто пришлый. Атаманом можно было избраться только через три поколения после того, как ваши предки пришли к казакам. Но такие традиции были раньше. Сейчас время другое и действительность другая.

– Участвует ли ваша группа в патриотическом воспитании молодежи? 

– По факту – да. Но если вы говорите про участие в каких-то официальных мероприятиях, то нас редко куда зовут. Не исключено, что опасаются неизвестности: казаки – они ведь еще и разбойники! Но это заблуждение. Работать с нами можно. (Смеется.)

ШОЛОХОВ ОЦЕНИЛ

– Как часто выступает «Ас Вентура»? 

– В 2018-м стабильно раз в месяц. В августе есть предложения поехать на казачий фестиваль в Москву и Астрахань.

– Откуда черпаете вдохновение? Все-таки Петербург – мегаполис, а не дикое поле... 

– Да само приходит! Все люди, в какое бы время они ни жили, очень похожи и волнуются об одном и том же. Мы можем сочинить песню о диком поле, но в ней себя узнает человек, далекий от казачества. Мы стараемся писать о вечных ценностях, а не лезть в политику. Хотя иногда бывают и политические попадания. Одна из наших песен была очень популярна среди казаков в Крыму в 2014-м. И стала чуть ли не одним из негласных гимнов крымских событий...

– Кто слушает вашу музыку? 

– Аудитория разная: есть молодые люди, а есть уже повидавшие виды. В последнее время я заметил, что среди них много ветеранов боевых действий. В общем, шебутной народ, который не сидит на месте, а куда-то все время лезет и к чему-то стремится... 

А еще, например, с нашим творчеством знаком внук писателя Михаила Шолохова – Александр Михайлович. Ребята из Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в Ростовской области когда-то нашли в Сети нарезку из фильма «Тихий Дон» под нашу песню и дали оценить внуку великого писателя. Говорят, ему очень понравилось!

Закрыть