Яндекс.Метрика
  • Артем Лодкин

Виктор Панкевич: впереди новая работа на федеральном уровне

О том, почему он покидает пост, зачем избирательная комиссия помогала наблюдателям, и о своих отношениях с ЦИК России в эксклюзивном интервью «ПД» рассказывает председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Панкевич, который в понедельник, 2 июля, переходит работать помощником полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Виктор Панкевич: впереди новая работа на федеральном уровне Фото: Петербургский дневник

О том, почему он покидает пост, зачем избирательная комиссия помогала наблюдателям, и о своих отношениях с ЦИК России в эксклюзивном интервью «ПД» рассказывает председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Панкевич, который в понедельник, 2 июля, переходит работать помощником полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

– Виктор Николаевич, хотелось бы поздравить вас с повышением. Есть ли у вас информация о том, какое направление вы будете курировать? Неужели выборы?

– Пока об этом говорить преждевременно, круг задач для меня определит Александр Дмитриевич Беглов. Это может быть различный круг вопросов. Я был и главой одного из крупных районов Санкт-Петербурга, работал и на других ответственных направлениях в городе, теперь буду стараться использовать весь свой опыт и знания на федеральном уровне.

– Не жалеете, что приходится уходить из городской избирательной комиссии? Все ли успели сделать?

– Да, действительно, мне было бы интересно провести выборы губернатора и депутатов муниципальных советов, пройти вместе с моими коллегами полный цикл избирательных кампаний. Но государственная служба ставит новые задачи.

На самом деле сделано очень многое: сформированы на 5 лет все участковые комиссии, почти все избирательные комиссии муниципальных образований, проведены две очень серьезные кампании: Дума и Законодательное собрание в 2016 году и выборы президента Российской Федерации в марте 2018-го.

Результаты прошедших за эти 2 года выборов абсолютно устойчивы – они не были отменены в судах, хотя исков было довольно много: в 2016 году больше 300, в 2018-м – три.

– Но ведь в 2016-м и в 2018-м много писали о нарушениях.

– Наверное, плох тот наблюдатель и тот журналист, который совсем не видит недостатков, а в Санкт-Петербурге, как мне кажется, и наблюдатели, и журналисты очень профессиональные. Санкт-Петербургская избирательная комиссия за 2 года моей работы очень многое сделала: мы существенно увеличили открытость и прозрачность на всех уровнях, открыли сайты ТИК, наладили постоянный рабочий контакт с уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге, с наблюдательским сообществом, с политическими партиями. Мы с готовностью обсуждали все их предложения и старались оперативно внедрять их в практику.

Наблюдатели, как я их часто называю, «наш технадзор», с энтузиазмом восприняли повышение открытости, что, вероятно, и привело к достаточно большому числу обращений в избирательные комиссии, правоохранительные и судебные органы. Хорошо это или плохо? С одной стороны, работы у нас прибавилось, но то, что нам указывают на недостатки, заставляет нас повышать свой профессиональный уровень. Плохо ли то, что число обращений о возможных недостатках при осуществлении избирательных действий относительно больше, чем в других регионах? Нет, все в точности наоборот. По каждому обращению было проведено подробное рассмотрение, убедительно показывающее, что на результат волеизъявления указанные заявителем недостатки не повлияли. При этом собранный благодаря сотрудничеству с наблюдателями материал позволил нам сосредоточиться при обучении на выявленных проблемах либо делать кадровые выводы.

– О каких кадровых выводах идет речь, вроде бы особо громких историй мы не слышали?

– Я всегда старался сделать работу по изменению и очищению избирательной системы эволюционной. При этом кадровые выводы делались постоянно. Например, в нашумевшей истории с так называемыми «каруселями» в 2016 году в Кировском районе. И судебное рассмотрение, и работа правоохранительных органов показали, что доказать все эти случаи, кроме одного, сложно. Но тем не менее территориальные комиссии поменяли большое число председателей УИК, а горизбирком сменил одного из председателей ТИК. Кстати, почему-то против этого решения единым фронтом выступили представители оппозиционных партий. Но нам удалось отстоять курс на обновление, сохранив при этом высокий уровень профессионализма и устойчивости избирательной системы.

– Ряд СМИ связывают ваш уход из комиссии с конфликтом с ЦИК. От нее не раз слышали критику в адрес Санкт-Петербурга, а после выборов в марте 2018 года к вам даже приезжала комплексная проверка.

– Вы забыли упомянуть, что комплексная проверка к нам приезжала и после выборов 2016 года, а после нее в 2017 году моя кандидатура на должность была единогласно поддержана всеми членами ЦИК, и у представителей партий и наблюдательских организаций не было к нашей комиссии вопросов.

На самом деле все высказывания о наших разногласиях с Центральной избирательной комиссией – домыслы и заблуждения. Действительно, ЦИК России и лично Элла Александровна Памфилова огромное внимание всегда уделяли Санкт-Петербургу и оказывали нам неоценимую помощь в решении различных проблем. Без четкой политической воли и ресурсов Центризбиркома нам было бы, конечно, гораздо сложнее выдержать курс на открытость и совершенствование избирательной системы. В той части, где нам указывали на ошибки, мы старались как можно быстрее исправить ситуацию. Так что, кроме слов благодарности за поддержку и надежды на дальнейшее столь же тесное сотрудничество с городской комиссией, добавить практически нечего.

Что касается комиссии ЦИК, которая работала у нас после мартовских выборов, стоит поблагодарить всех, кто входил в нее, за исключительный профессионализм и экспертную помощь в рассмотрении жалоб. Но никаких негативных выводов проверки не представлено.

Кстати, в части использования механизма «мобильный избиратель» проблемы, изложенные в СМИ, крайне преувеличены и не подкреплены фактами. А факты очень просты: на весь пятимиллионный город 13 подтвердившихся жалоб, связанных в основном с техническими ошибками. Вот и весь сухой остаток, а все остальное – это фантазии и гипотезы.

– Есть впечатление, что в период вашей работы споров в избирательной комиссии стало больше.

– Я сторонник того, чтобы у каждого была возможность высказаться открыто, но на самом деле споров было не так много. Да, по персональным вопросам и предпочтениям у нас были расхождения, при этом, например, 87% из 204 решений за первое полугодие 2018 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла единогласно.

Избирательные комиссии – это как раз место для споров, в которых, как известно, рождается истина, но итог нашей общей работы – конкурентные и открытые выборы в Санкт-Петербурге – говорит сам за себя. Спасибо за совместную работу членам двух составов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, сотрудникам ее аппарата, председателям и членам территориальных и участковых избирательных комиссий.

СПРАВКА:
Виктор Панкевич родился 18 сентября 1961 г. Окончил Саратовский государственный юридический институт. С 1985 г. работал в коммерческих организациях и органах исполнительной власти Ленинграда – Санкт-Петербурга. С октября 2003 г. – начальник аппарата губернатора СПб. С января 2012-го по май 2016 г. – глава администрации Красногвардейского района СПб. С 13 мая 2016 г. – член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса. С 20 мая 2016 г. – председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса. Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Женат. Двое сыновей.