Таинственная картина Репина рассорила искусствоведов
В октябре 2016 года в Академию Штиглица принесли на реставрацию картину. Тогда ее владелец еще не знал, что под пылью и грязью скрывается работа самого Ильи Репина. Это портрет артиста Александринского театра Василия Самойлова 1886 года.
Нежданно-негаданно
Находку обнаружил художник-реставратор академии Андрей Осетров, работая над картиной вместе со своей студенткой Анной Смирновой.
«Я помню, что нам ее принесли в ужасном состоянии, – вспоминает Анна Смирнова. – На ней было много трещин, белых пятен, местами не было слоев краски. И вся картина была покрыта пылью».
Затем начался процесс реставрации, который занял 1,5 года. На первом этапе картину очистили от пыли и грязи, затем укрепили специальным раствором и натянули на подрамник. Тогда-то и заметили подпись Ильи Репина.
«На тот момент я как раз определялась с темой магистерской диссертации, которую предстояло защищать через 1,5 года. Мой преподаватель Андрей Осетров предложил взяться за исследование картины», – рассказывает Анна.
Страсти по Репину
По мере изучения картины Анна написала научно-исследовательскую статью, которая и легла в основу диссертации. Вместе с преподавателем уже на втором этапе она изучила лаковую пленку, красочный пигмент и выявила процесс старения краски. Находка, а впоследствии и научная работа вызвали неоднозначную реакцию у экспертов.
«Я почти на 100% уверен, что это работа Ильи Репина. Более того, художник и артист были приятелями, и неудивительно, что Репин взялся за написание портрета своего товарища», – говорит Андрей Осетров.
То, что картина написана рукой великого мастера, подтверждает и экспертиза, которую провели специалисты Научно-исследовательского независимого центра экспертиз имени Бенуа.
«В результате проведенного комплексного искусствоведческого и технико-технологического исследования авторство Ильи Репина подтверждается. Индивидуально-графологические особенности совпадают с почерком эталонных автографов Репина, которые сохранились на подлинных живописных произведениях из собраний Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея-усадьбы Репина "Пенаты"», – говорится в экспертном заключении центра экспертиз.
Однако реставратор высшей категории Эрмитажа Алексей Никольский сомневается в подлинности картины.
«На картине изображены детали, совершенно не характерные для Репина, – рассказывает Алексей Никольский. – Например, весьма странно выполнены мазки. Совсем не похоже на технику, в которой работал мастер. Кроме того, я видел такую же картину художника, которая хранится в фонде Русского музея. На мой взгляд, они существенно отличаются. Думаю, пока не стоит однозначно говорить о том, что принесенная картина написана Репиным».
По словам Андрея Осетрова, споры о подлинности полотна могут быть бесконечными. В любом случае, признают картину подлинной или нет, покажет время.
«С одной стороны, у нас на руках есть экспертное заключение, в котором подлинность картины подтверждается. Кроме того, мы общались с сотрудниками Музея-усадьбы Репина "Пенаты". Там также подтвердили наши предположения, – рассуждает Андрей Осетров. – С другой стороны, чтобы полотно признали равным относительно других картин того же Русского музея, оно должно побывать хотя бы на одной выставке. Также о нем должно быть написано несколько научных статей от искусствоведов».
СПРАВКА:
Артист Александринского театра Василий Васильевич Самойлов (1812-1887) – представитель знаменитой актерской династии. Был одним из самых образованных актеров своего времени и необычайно разносторонней личностью. Его дом на Стремянной улице (в 1994 году здесь был открыт музей-квартира) слыл одним из центров культурной жизни Петербурга второй половины XIX века.