Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Петербургские эксперты рассказали, как бороться с компьютерной зависимостью у детей

Психолог городского консультативно-диагностического центра «Ювента» Татьяна Кононова – о зависимости детей от техники, игр и гаджетов.

Впервые в список болезней и психических расстройств Международной классификации болезней (МКБ), составляемый Всемирной организацией здравоохранения, предложено внести зависимость от компьютерных, цифровых и видеоигр наряду с наркоманией.

Инициатива внесения игровой зависимости в МКБ-11 принадлежит члену департамента ВОЗ по психическому здоровью и субстанциональной зависимости Владимиру Позняку. Названы характерные для этого психического отклонения симптомы: постоянная или временная неспособность контролировать частоту, длительность и условия игровых сессий; приоритет игры перед другими жизненными интересами и делами; продолжение этого занятия даже при появлении негативных последствий.

Параллельный мир

Действительно ли проблема настолько серьезна, что геймеров необходимо лечить или по крайней мере показывать психологам и психиатрам? Об этом рассказывает психолог СПб ГБУЗ «Городской консультативно-диагностический центр "Ювента"» Татьяна Кононова.

– Для начала надо определить, что мы имеем в виду под зависимостью. Есть известные наркологические заболевания (зависимости), которые требуют лечения, например алкоголизм и наркомания, поскольку оба приводят к необратимым последствиям. К психологам же чаще обращаются не со сформированной зависимостью, а со сверхценным (чрезмерным) увлечением чем-либо, что часто приводит к социальной дезадаптации. Самостоятельно справиться с такой формой патологического поведения в данном случае практически невозможно, нужна помощь специалистов. Включение зависимости в МКБ-11 нужно, чтобы разработать определенные стандарты лечения.

– К вам часто обращаются пациенты с подобными проблемами?

– Очень часто. Увлечение порой носит действительно чрезмерный характер. Однако надо понимать, что такое «чрезмерно». Когда вид деятельности, объект, на котором фиксируется внимание, ставится во главу угла, подчиняет все поведение человека и приводит к его дезадаптации, то это уже серьезно. У подростков все это проходит особенно болезненно, потому что на каждом этапе взросления молодой человек должен приобретать определенные навыки, в том числе по социальному общению, должен включаться в окружающую среду, а если этого не происходит, то нарастает дезадаптация. Подросток выпадает из привычного социального окружения, уходит от реальности и живет в другом, параллельном мире. А там – свои правила, уровень фрустрации, которые он пытается сам контролировать. Подростку тревожно, он получил двойку, у него конфликт с кем-то? Но вместо того, чтобы решать эту проблему, он уходит в другую деятельность от этой некомфортной реальности. И получается, что выпадение из обычной жизни – это недополучение необходимых навыков. И как результат – снижение успеваемости в школе, конфликты в семье и со сверстниками.

– К вам родители приводят детей и подростков, пытаясь отгородить от этой зависимости. Другие пытаются решить проблемы радикально, отключив, например, Интернет…

– Всегда есть причины, по которым ребенок строит параллельную реальность. Он уходит туда, где ему комфортно, где он получает те эмоции, которых ему недостает в реальной жизни. Для них виртуальная жизнь – это инструмент решения каких-то своих проблем. Причем я сейчас говорю не о болезненном состоянии, а о чрезмерной фиксации на играх, гаджетах, соцсетях.

– Получается, что если ребенок, подросток будет искать решения проблем уходом в нереальный мир, то потом, когда игры, например, надоедят, он будет искать им другую замену?

– Именно так. По сути, зависимость – это симптом. Надо понять, почему человек уходит от реальности. Если не поймем, все это будет возвращаться. Уберем игры – придет другое. Крайне необходимо узнать и понять причину такого поведения. Кроме того, все, что касается зависимости или чрезмерной фиксации, очень сложно корректируется. Если человек путем изменения собственного сознания создает свою реальность и все это сопровождается эмоциями, то зачем ему оттуда уходить? Альтернатива есть не всегда, но искать ее надо, и чем раньше – тем лучше.

– Почему это происходит с подростками, а то и со взрослыми людьми?

– У нас очень много правил социального взаимодействия, увеличивается темп жизни, меняется экономическая ситуация и мы не успеваем за всем этим. Испытывая неудовлетворение, психологический дискомфорт в обыденной жизни, человек уходит в виртуальную реальность, где совсем другие чувства, где его понимают и принимают, где можно быть тем, кем хочешь.

Для подростка это особенно важно. Вполне естественно, что он все чаще и чаще прибегает к имеющемуся способу удовлетворения своих потребностей: «Ух ты, есть инструмент, с помощью которого я получаю, что хочу!» Это становится привычным, стереотипным способом реагирования. И через некоторое время реальная жизнь утрачивает свою значимость, теряет ценность. Снижается критика, разрушаются социальные контакты, интересует только погружение в этот мир, от которого уже невозможно отказаться. Зависимость становится разрушительной.

– А бывают полезные зависимости? Например, чтение книг или игра не в кровавые стрелялки, а, например, в спасение «Титаника»?

– Любые зависимости разрушительны, но они бывают конструктивными и деструктивными. Например, чтение книг – это тоже зависимость, она конструктивна, но если чтение приводит к дезадаптации, то становится деструктивным. Просто сегодня больше видов деятельности, которые смогут увести в параллельную реальность. Зависимость ведь не от сюжета, а от эмоций, от того, что ты получаешь.

– Сейчас не встретишь подростка без гаджета. Получается, что все они – потенциальные пациенты перечня МКБ-11?

– Я не была бы столь категорична. Да, подростки фиксированы на соцсетях, онлайн-играх и постоянном поиске информации в виртуальном пространстве, но не для всех это будет разрушительно. Риск формирования зависимости у всех разный, что обусловлено многими факторами, о которых мы уже говорили. Зависимости существовали всегда, просто сейчас возможности их реализации стали гораздо шире.

– И что со всем этим делать? Как вытягивать из виртуального мира?

– Один из факторов формирования зависимости – неструктурированное свободное время. Отсюда и отсутствие цели, планов, незнание собственных ресурсов. Когда много свободного времени, подросток найдет, чем его заполнить. Универсальный способ невовлечения в зависимости – формирование гармоничной личности. Это достигается воспитанием, любовью, общением… Но если уже так случилось, что человек в другой, параллельной реальности, то идти за помощью к специалистам.

Игры – не игрушки

Между тем эксперты по-разному оценивают пользу и вред компьютерных игр.

Так, генеральный директор одного из разработчиков игр – ООО «Инфинити АППС» Михаил Удалый считает, что большинство игр все-таки развивает игроков: «Главный критерий создания новой игры – это интерес к ней, а это значит выбор конкретной аудитории, которую необходимо заинтересовать. Исходя из этого выбираются жанр, стилистика игры и пишутся сценарии для гейм-плея. Большинство игр так или иначе развивают игроков, но данное развитие больше идет "на логику". Также есть множество геймификаций для бизнеса. Это игры, основная цель которых и состоит в обучении сотрудников или клиентов, но обычно в них интерес игроков подкреплен материальными благами. Также некоторые геймификации используют в образовательных учреждениях, но ученики все же понимают, что результаты вполне настоящие и что они получают образование. В остальных же играх решает все сюжет. Не навязывая, есть возможность обучать игрока полезным навыкам или жизненным ситуациям. Но образовывать молодых геймеров вряд ли возможно, этим должны заниматься родители и соответствующие структуры. Рейтинг игр таков: на первом месте – экшены, на втором – симуляторы, затем аркады, головоломки и приключения».

А вот известный публицист, писатель и создатель компьютерных игр Дмитрий Пучков, известный под псевдонимом «Гоблин», предлагает задуматься над осознанием полезных игр, а родителям – обратить больше внимания на детей: «А почему никому не приходит в голову заняться любителями чтения, например, или футбола? Почему-то мы этим не занимаемся, а это же тоже – мания. Что касается компьютерных игр, то этим должны заниматься родители: как, сколько, во что играет ребенок, обсуждать их и искать варианты. Для чего родитель покупает ребенку гаджет? Чтобы он уткнулся в него и не мешал. А когда ему "башню сносит", то начинается: "Давайте его лечить!" В казино тоже масса людей ходят, а озверевших – единицы. Если уж у людей такая тяга к играм, то надо делать такие игры, которые развивают, чтобы действие происходило на историческом фоне: революция, Великая Отечественная война или руководить восстанием Пугачева. Пора обратить на это государственный взор».

Закрыть