Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Реинкарнация книг. Как сотрудники РНБ спасают книги и документы от гибели

На набережной реки Фонтанки, 36, находятся современные лаборатории по спасению старинных книг, редких исторических документов и фотографий.
 Как сотрудники РНБ спасают книги и документы от гибели Фото: Наталья Сергеева/Петербургский дневник

В одном из зданий Российской национальной библиотеки (РНБ) можно увидеть не только библиографов и библиотекарей, но и людей в белых халатах и перчатках с микроскопами и лупами. Тут, на набережной реки Фонтанки, 36, находятся современные лаборатории по спасению старинных книг, редких исторических документов и фотографий.

Центр консервации расположен на первом этаже библиотеки. В нем работают с редкими экземплярами, которые находятся в хранилищах фонда газет. Попадая в лаборатории центра, редкие книги проходят целый цикл реабилитации.

Книжные вредители 

«Все зависит от состояния издания. Если на нем есть какие-либо пятна, разводы, потертости, его сначала отправят на осмотр к биологам и химикам», – рассказывает заместитель руководителя федерального центра консервации библиотечных фондов РНБ Татьяна Великова.

В микробиологической лаборатории специалисты проводят профилактический осмотр, изучают условия хранения книг – температуру и влажность. Довольно часто на старинных книгах XVII-XVIII веков биологи находят грибок. Как правило, он образуется как раз из-за неправильного хранения издания.

«Мы снимаем с поверхности книги пробу грибка и с помощью микроскопа определяем, жизнеспособны эти организмы или нет, – рассказывает ведущий научный сотрудник микробиологической лаборатории центра Екатерина Трепова. – Если они нежизнеспособны, то книга передается в отдел реставрации для дальнейшей работы. В этом случае мы понимаем, что в определенных благоприятных условиях грибок не будет разрастаться. В противном случае стараемся очистить поверхность от него».

Грибок бывает разный. Чтобы определить, насколько сильно он может повредить издание или документ, сотрудники лаборатории собирают пробы и выращивают его в специальных пластиковых чашах. Сейчас в лаборатории хранится коллекция из 150 видов грибка. По словам Екатерины Треповой, человеку с ослабленным иммунитетом, конечно, соприкасаться с ними не стоит. 

Сейчас в лаборатории очищают от бактерий и грибков альбом гравюр Себастьяна Болье «Планы и виды главных городов и известных мест графства Фландрии» 1679 года. Работа над изданием почти закончена. Жизнеспособных грибков биологи не нашли, а значит, специалисты могут приступить к этапу реставрации издания.

«На самом деле универсального "лекарства" против грибка нет, – поясняет Екатерина Трепова. – Но и необходимости в его разработке мы не видим. Обычно мы просто удаляем вредителей с поверхности изданий и отправляем книги дальше в работу». 

Спасти от разрушения 

Мы любим старинные книги за специфический запах бумаги и чернил, шершавые желтые страницы. Но немногие знают, что желтый цвет говорит о наличии высокой кислотности. Она накапливается в целлюлозе, из которой делают бумагу. Вскоре сама бумага желтеет. А это, по словам специалистов, первый признак того, что лист вот-вот превратится в бумажные крошки. 

В химической лаборатории издания спасают от этой участи. В ней установлена специальная высокотехнологичная машина, которая позволяет за один раз обработать порядка 60-80 книг. 

«Книги привозят на тележке, мы их погружаем в специальный резервуар, наполняем его нейтрализующей жидкостью, которая уменьшает кислотность. Издания находятся в ней около 20 минут, – рассказывает заместитель руководителя центра Богдан Хлистунов. – Жидкость впитывается в бумагу, затем мы достаем книги и просушиваем их. Раствор помогает продлевать жизнь книг на несколько лет».

Далеко не все издания можно обрабатывать в растворе. Так, в лаборатории не принимают издания с цветными рисунками, которые могут размыться, а также кожаными переплетами. 

В лаборатории химики работают с книгами, которые напечатаны до середины XX века. Это объясняется тем, что издания второй половины XX века и современные делают из более качественной бумаги, которая либо не желтеет, либо желтеет гораздо медленней.

Десять лет на восстановление

Есть экземпляры, которые сразу же отправляются на реставрацию. Без осмотра химиков и биологов. Например, сейчас в реставрационном отделе центра специалисты «реанимируют» пергаменное Евангелие XIV века на сербском языке.

По словам одного из главных художников-реставраторов рукописно-библиотечных материалов отдела Ларисы Нижегородовой, когда приносят рукопись, первым делом собирается комиссия, которая решает, как она будет реставрироваться.

«При работе с рукописью мы не имеем права добавлять в нее ничего нового. Например, если на листе нет слова, буквы или просто кусочка листа, то мы ни в коем случае не дописываем и не подклеиваем, – рассказывает о процессе работы Лариса Нижегородова. – Сейчас мы работаем с материалом из телячьей кожи (пергаменом) XIV века. На нем видны потеки и результаты термической обработки. Вероятно, рукопись горела. Наша задача – убрать потеки и разводы».

На восстановление двух листов рукописи у сотрудников ушел примерно месяц. Пергаменное Евангелие состоит из 220 листов. По словам Ларисы Нижегородовой, чтобы полностью «реанимировать» Евангелие, уйдет около 10 лет. Интересно, что над рукописью работают вручную на специальном столе с подсветкой, используя стирательную резинку, скальпель и карандаш. 

А вот восстановлением утраченных листов бумаги занимаются с помощью реставрационно-отливной машины. Она верно служит библиотеке уже больше 40 лет. Для реконструкции листов бумаги разводят бумажную массу с клеем, которую выливают на фрагменты рукописи.

Кстати, петербуржцы также могут принести книгу, документ, фотографию или рукопись на реставрацию в центр. Для этого нужно будет прийти в центр, когда работает библиотека, подписать договор и передать экземпляр в работу.

Закрыть