Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Петербуржцы смогут выбрать самую Царскую невесту

Оперные партии в опере готовят ведущие солисты оперной труппы Мариинского театра/

Сегодня на сцене Мариинского-2 дадут премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Эксперты отмечают, что эта опера - довольно редкое явление не только на российской, но и на международной сцене. Причина – в сложной судьбе и неоднозначном приеме, с которым было встречено это произведение.

Девятая опера Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», которую он сам выделял наравне со «Снегурочкой» среди любимых сочинений, озадачила как почитателей композитора, так и критиков его творчества. Споры о ней продолжались почти до самой кончины автора. Рецензенты писали об «опрощении» композитора, стремившегося к «примирению требований новой музыкальной драмы с формами старой оперы».

Тем не менее, и у московской публики (после премьеры силами Товарищества артистов частной оперы в 1899 году), и у петербургской (после премьеры на сцене Мариинского театра в 1901 году) «Царская невеста» все-таки была встречена благосклонно, и даже имела некоторый успех, который впоследствии перерос в подлинное признание.

Актуальна и современна

По мнению художественного руководителя театра «Зазеркалье» Александра Петрова, который первым в городе показал «Царскую невесту», интерес к этой опере в первую очередь объясняется актуальностью заявленной в ней темы.

«Это произведение очень современно, оно созвучно сегодняшнему миру. Мы знаем, что сейчас то там, то здесь возникают памятники Ивану Грозному. Он становится главным «героем» всего действа и сегодняшнего дня, ибо актуальность драмы отношений государства и личности очевидна», - сказал он.

«Царскую невесту» на сцене театра «Зазеркалье» можно будет увидеть и услышать 28 июня и 12 июля.

Свою версию этой оперы также 12 июня в день открытия фестиваля «Опера - всем» покажут в Петропавловской крепости. По мнению создателей спектакля, это музыкально-историческое полотно органично впишется в пространство Соборной площади, как отвечающей духу сакрального центра Российского государства.

Режиссером-постановщиком станет художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгий Исаакян. Музыкальное руководство осуществит художественный руководитель «Оперы – всем» дирижер Фабио Мастранджело и Симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония».

В духе Шекспира

Сегодняшнюю премьеру в Мариинском театре за час до начала спектакля по традиции откроет «Воскресное предисловие», в котором композитор, режиссер и музыковед Виктор Высоцкий расскажет об истории создания «Царской невесты», своеобразии ее музыкального языка и направит внимание слушателей на наиболее важные моменты этого произведения.

Оперные партии готовят ведущие солисты оперной труппы Мариинского театра: Юрий Воробьёв, Станислав Трофимов, Олег Сычёв (Василий Собакин), Виолетта Лукьяненко, Анна Денисова, Екатерина Гончарова, Анастасия Калагина (Марфа), Алексей Марков, Владислав Сулимский, Кирилл Жаровин, Эдем Умеров (Григорий Грязной), Михаил Петренко, Андрей Серов, Михаил Колелишвили, Илья Банник (Малюта Скуратов), Евгений Ахмедов, Илья Селиванов, Сергей Семишкур, Александр Михайлов (Иван Лыков), Юлия Маточкина, Екатерина Сергеева (Любаша).

Соавторами режиссера оперы Александра Кузина (он уже имеет огромный опыт работы в драматическом театре, так, в прошлом году он поставил в Мариинском оперу Родиона Щедрина «Не только любовь») вновь стали художник-постановщик Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова.

«Мы ставим не бытовую драму, мы ставим трагедию в духе Шекспира. Все главные герои – и злодеи, и жертвы – погибают, пусть даже не все на глазах у зрителей. Смерть – закономерный итог истории, в которой герои ведомы страстью обладания. Музыка Римского-Корсакова придает драме Мея такой масштаб, что любое дешевое осовременивание только понизило бы ее градус.

С другой стороны, мелочный историзм помешал бы воспринимать происходящее как правду. Для трагедии такого масштаба нужно пространство, и мы вместе с художником решили создать это пространство на сцене. Артистам не за что спрятаться, нет никаких бытовых подробностей – ни иголочки с тряпочкой в руках, ничего. Мы не “мусорим” ненужными деталями, солисты должны быть всегда в центре внимания, крупным планом. Это спектакль внятный, ясный, прозрачный, с графичной пластикой, спектакль о любви, о том, как она, превращаясь в страсть, начинает убивать»», - сказал о своей новой работе режиссер.

Премьерные показы на сцене Мариинского-2 также пройдут 20 и 21 июля.

Закрыть