Яндекс.Метрика
  • Илья Демаков

Илья Демаков: год на отлично

Лучший учитель России 2017 года подводит итоги учебного года.
Лучший учитель России 2017 года подводит итоги учебного года.  Фото: Дарья Иванова/Петербургский дневник

Учебный год позади. Большинство школьников уже свободны от уроков, кружков и дополнительных занятий. И только девяти- и одиннадцатиклассники, напротив, в полную силу погружены в учебу: в самом разгаре экзамены. Полученные в итоге баллы станут объективным результатом их учебных усилий. Но что считать сводной оценкой, итогом учебного года для большинства ребят, которые в этом году не сдают экзамены? Традиционная школьная отметка, скажем, по пятибалльной шкале, во многом условна и не всегда дает родителям живое представление о действительном положении дел. За цифрами не всегда можно разглядеть реальные успехи или неудачи ребенка.

Конечно, положительная отметка за год должна сообщить родителям о том, что у их сына или дочери с этим предметом, в общем, все благополучно. И напротив, неудовлетворительная отметка должна родителей обеспокоить. Но двойка за итоговую контрольную также может быть следствием того, что ребенок расслабился в конце года и готовился к проверке спустя рукава. А потом эта двойка неизбежно ухудшит годовую отметку, которая в этом случае уже не станет выражением накопленных за год умений и знаний. Поэтому важно помнить, что любая отметка, полученная школьником, – это формальность, это только индикатор, который призван обратить внимание на те или иные обстоятельства школьной жизни вашего ребенка.

Плохие отметки нередко появляются при отсутствии интереса к предмету. Дело, конечно, может быть в том, что ученику неинтересно на занятиях с конкретным учителем. Но чаще причина неуспеваемости в том, что ученику не нравится сам учебный предмет – он находит его избыточно трудным, скучным или просто слишком далеким от его живых интересов. Класса до пятого такие случаи редкость, но чем сильнее специализация предметов и чем ближе экзамены, тем больше на академических успехах ученика сказываются его предпочтения. Может получиться и так, что одиннадцатиклассник, выбравший ЕГЭ по истории, принципиально не станет учить физику и это, безусловно, отразится на его отметках. Что в таком случае делать учителю и родителям: уговаривать, угрожать, усаживать за учебник силой? Не думаю, что это уместно в случае с учеником, который уже определился с выбором первой профессии и вот-вот отметит свое совершеннолетие. В лучшем случае это вызовет протест, в худшем – спровоцирует внутренний конфликт, надломит личность ребенка.

Требуя от ребенка окончить учебный год или даже весь школьный курс на отлично, важно задаваться вопросом о реальных возможностях, а главное – о желаниях самого ученика. 

Я окончил школу с медалью и как учитель могу себе объяснить, в чем состоит польза всестороннего развития, упорного изучения всех предметов. Но это не снимает для меня вопрос: а стоила ли эта медаль тех явно чрезмерных усилий, стрессов и откровенной злости, с которыми я, поступавший на филфак и истфак, штурмовал черчение и химию? Убежден, что эффективность обучения выражается не столько в абсолютных значениях, таких как средний балл аттестата, сколько в показателях качественных.

Лучше всего смотреть на успехи ребенка относительно его же собственных прежних достижений. Положительный результат обучения, скажем, иностранному языку выражается вовсе не в том, что ученик сдал заключительный тест на 100 баллов из 100. Он выражается в том, что ученик стал свободнее и с бóльшим желанием применяет свои языковые навыки. В старом фильме «Сельская учительница» героиня говорила ученикам: «Вы узнаете, почему день сменяет ночь, кто живет за морями, откуда дует ветер и куда текут реки». Так она видела цель обучения – научиться объяснять этот мир, сделать его понятным. Мы и сегодня в этом нуждаемся.

Закрыть