Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сергей Стадлер: «Дирижер – сложная и возрастная профессия»

Дирижер Сергей Стадлер – о концерте в День памяти и скорби, своих принципах и профессии.
Фото: Петербургский дневник

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18:00 в Петропавловской крепости состоится общедоступный концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением художественного руководителя коллектива народного артиста России Сергея Стадлера «Музыка войны и победы».

– Сергей Валентинович, вот уже пятый раз вы будете давать в Петербурге концерт, приуроченный ко Дню памяти и скорби. Расскажите, каким он будет? Что услышит публика?

– В этом году у нас действительно небольшой юбилей. И мы очень рады, что концерт пройдет в Петропавловской крепости. Это очень знаковое место для Петербурга и для истории всей России. Мне кажется, что такое соединение места и музыки очень верно.

Концерт «Музыка войны и победы» прозвучит 22 июня. Мы сознательно выбрали эту дату, так как она напрямую связана с Великой Отечественной войной. Но наш концерт будет не траурным. Он связан со всеми победами страны, со 100-летием нашей армии. Он будет праздничный, торжественный и очень серьезный. Мы играем российскую классику.

– Это принципиально важно?

– Да, мы не выходим за рамки жанра. И судя по тому, что этот концерт пользуется большим успехом, высокая классика нужна людям. Вопреки тому, что мы зачастую слышим с экранов, когда говорят, что надо исполнять что-то полегче и попроще.

– А как вы думаете, почему публика так хорошо принимает довольно сложные произведения?

– Всегда есть люди, которые любят какие-то интеллектуальные удовольствия. В разное время их может быть больше или меньше. Но они есть, и я надеюсь, что будут всегда. А с другой стороны, классическая музыка – очень интересный мир, который публике надо показать. И довольно много людей, которые к этому тянутся.

– Значит, в какой-то степени вы выполняете просветительскую задачу?

– До некоторой степени да. Хотя прямой задачи мы не ставим. В такой стране, как Россия, и в таком городе, как Санкт-Петербург, культура особенно важна. И публика – не те просвещенные меломаны, которые всегда есть, а публика в широком смысле этого слова – должна тянуться к тому, что делают серьезные музыканты. А не наоборот, когда серьезные музыканты опускаются до уровня не очень образованного зрителя. Что, к сожалению, иногда происходит в последнее время. Я считаю, что если что-то сделано очень хорошо, это всегда находит отклик у зрителей. Посмотрите: на хороший спектакль, балет или оперу не попасть, пусть они будут даже трижды сложными. Поэтому я уверен, что такие концерты надо делать. 

Дирижер – это сложная и, как мне кажется, возрастная профессия. Человек должен очень много уметь и очень много знать. Поэтому когда есть одаренный, но молодой дирижер, он не очень интересен. Он должен сначала поработать.

Фото: Петербургский дневник

– Что войдет в программу концерта?

– Мы играем «Славянский марш» Чайковского, но не потому, что он связан с балканской войной, а потому, что это определенный символ – ведь концерт посвящен нашим победам, нашему воинству – солдатам, офицерам. В этот раз будет финал «Войны и мира» Прокофьева, прелюдия памяти героев Сталинградской битвы Шостаковича – огромной и очень важной фигуры для всей мировой музыки и особенно для Петербурга. Кроме того, в этом году мы играем «Патетическую увертюру» Мясковского, ноты которой было чрезвычайно трудно достать. Это сочинение было написано к 30-летию Красной армии, оно очень редко исполняется, и даже меломаны если и знают его, то очень плохо. Поэтому основная масса людей, которые придут в этот вечер в Петропавловскую крепость, услышат увертюру Мясковского впервые.

Еще мы играем фрагменты редко исполняемой оратории Юрия Шапорина, которая называется «Сказание о битве за Русскую землю». Она впрямую написана по поводу Великой Отечественной войны, кстати, таких произведений в русской-советской музыке очень мало. Мы играем оттуда три фрагмента – «Письма красноармейцев», «Нашествие» и «Рассвет».

И еще будет сочинение, которое нам специально дал для этого концерта Александр Владимирович Чайковский. Это «Броненосец Потемкин. Восстание». Современная музыка в прямом смысле этого слова, она написана нашим современником. В концерте примет участие народный артист Республики Башкортостан Аскар Абдразаков, бас. 

– Этот концерт – общедоступный. Это принципиальная позиция?

– Да, конечно. Мы не продаем билетов. Это концерт для всех, что и отличает акцию городского Симфонического оркестра, которую проводит старейшая концертная государственная организация России – «Петербург-Концерт».

– Сергей Валентинович, вы дважды удостаивались чести играть в живом концерте на легендарной скрипке Паганини, которая хранится в Генуе в мэрии в палаццо Турси. После чего академик Дмитрий Лихачев назвал вас «русским Паганини». Нередко играете на уникальной скрипке Гваданьини 1782 года. Порадуете ли петербургскую публику?

– Да, каждый год я традиционно немного играю на скрипке. Хотя здесь улица, поэтому главное – не переиграть.

– Заканчивается очередной театральный сезон. Какие события вы бы выделили? И что впереди?

– Было много интересных концертов, среди которых я бы выделил сделанную специально для Эрмитажного театра «Летучую мышь». И марафон, на котором мы исполнили все девять симфоний Бетховена в один вечер и попали в Книгу рекордов России. Нам очень важно, что нас занесли туда за профессиональные достижения, а не за какой-нибудь марафон на улице в шубах. Ведь действительно никто и никогда не делал такого: чтобы один дирижер, один оркестр, один вечер. Впереди у нас выступления в Москве, постановка «Манон Леско» Пуччини на фестивале «Опера – всем» и другие концерты.

Фото: Петербургский дневник
Закрыть